Информированность и мнение населения о суппозиториях как лекарственной форме

Russian Federation
Ответить
News
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 10 июн 2014 20:49

Информированность и мнение населения о суппозиториях как лекарственной форме

Сообщение News » 23 авг 2014 15:42

Информированность и мнение населения о суппозиториях как лекарственной форме

В статье приводятся результаты опроса, в котором изучается информированность и мнение конечных потребителей относительно значимости суппозиториев как лекарственной формы, сферы их применения, негативных и позитивных факторов, влияющих на их потребление, возможностей для расширения сферы применения свечей.
Инновационные процессы в современной фармацевтике приводят к тому, что некоторые лекарственные препараты перестают быть востребованными и теряют позиции на рынке. Стремление следовать тенденциям развития фармацевтического рынка США и некоторых стран Европы может привести к существенному снижению использования таких лекарственных форм, как суппозитории. В то же время, имея в виду целый ряд их преимуществ перед альтернативными формами выпуска, представляется неверным рассматривать данные лекарственные формы как неактуальные для медицинской практики и неперспективные с точки зрения развития данного направления фармацевтического производства, по крайней мере в нашей стране.
Цели и методика исследования
Предпринятые нами ранее исследования показали [1], что свечи, продажи которых в России по итогам 2011 г. составили 63,3 млн упаковок на сумму 8,5 млрд руб. в оптовых ценах, занимают относительно небольшую часть всего российского фармацевтического рынка (1,2% -- в упаковках, 1,5% -- в рублях). Однако по темпам роста этот сегмент не отстает от общих трендов. По сравнению с советским периодом номенклатура суппозиториев претерпела значительные изменения, причем высокую активность по внедрению инноваций продемонстрировали прежде всего российские компании. Благодаря их усилиям появились новые группы свечей -- с иммунотропной активностью, для лечения заболеваний простаты, для лечения дисбактериоза. Несмотря на то что российские компании лидируют на рынке суппозиториев (занимают 70% в натуральных показателях и 62% в стоимостных), остаются значительные возможности для импортозамещения. Особенно привлекательными в этом плане выглядят группы противоинфекционных средств, противогеморроидальных, средств гормонозаместительной терапии, обезболивающих [1].
Проведенный нами анализ рынка позволил предположить, что традиции использования суппозиториев в России достаточно крепки, иначе сегменты новых групп препаратов, сформированных исключительно усилиями российских производителей, не могли бы приобрести столь значительных масштабов. В связи с этим представлялось актуальным провести специальные исследования и изучить предпосылки дальнейшего развития рынка суппозиториев с точки зрения восприятия и оценки препаратов в данной лекарственной форме специалистами здравоохранения и конечными потребителями.
Ранее нами был осуществлен опрос работников аптек, который показал, что провизоры и фармацевты признают значимость такой лекарственной формы, как суппозитории. Они отмечают высокую актуальность свечей, используемых для лечения геморроя и анальных трещин, в детской и гинекологической практике. Считают, что особые возможности, существующие для использования суппозиториев в педиатрии и гериатрии, являются важными факторами развития этого рынка [2].
Цель настоящего исследования состояла в том, чтобы оценить знания и отношение к суппозиториям населения, узнать, как потребители оценивают важность суппозиториев для медицины, насколько они осведомлены относительно сферы применения этих препаратов, их преимуществах и недостатках. Исследование в форме опроса по специально разработанной анкете было проведено с марта по декабрь 2013 г. в Санкт-Петербурге и Вологде. Опрос проводился в аптеках, медицинских организациях, через Интернет. Исследованием были охвачены граждане обоего пола не моложе 20 лет, не имеющие (не получающие) медицинского и фармацевтического образования и профессионально не связанные с этой сферой. Общее число респондентов составило 450 человек, из них 112 мужчин и 338 женщин (25 и 75% соответственно). Распределение по возрастным группам было следующим: от 20 до 39 лет -- 207 человек, от 40 до 59 -- 179 человек, 60 лет и старше -- 64 (46, 40 и 14% соответственно). Самому старшему из респондентов было 84 года. Полученное распределение по возрастам в основном соответствует общим закономерностям демографической статистики. Как следует из результатов Всероссийской переписи населения 2010 г., процентное распределение населения в возрасте от 20 до 84 лет в Северо-Западном федеральном округе РФ (входят Санкт-Петербург и Вологда) по выделенным возрастным группам составляет 41, 37 и 22% (всего 100%).
Результаты опроса
Респондентам было предложено оценить важность для медицины имеющихся лекарственных форм по 5-балльной системе (1 балл – «совсем не важны», 5 – «крайне важны»). Рассчитанные средние баллы приведены на рисунке 1. Инъекции получили наивысшую оценку (4,4 балла), что, в принципе, логично с точки зрения обычных людей, т. к. инъекции широко используются в экстренных ситуациях, их действие зачастую можно наблюдать непосредственно после введения, и есть возможность убедиться в их эффективности. На втором месте -- таблетки (4,0) -- наиболее распространенная лекарственная форма. Далее следуют капсулы (3,7), суппозитории и мази/гели (3,6). Наименьшие баллы были получены сиропами и настойками (2,9 и 2,8 соответственно). В принципе, с точки зрения специалистов, данный вопрос был поставлен некорректно. Однако в рамках предпринятого исследования было важно понять, как воспринимается обычными людьми ценность суппозиториев на фоне других лекарственных форм. 3,6 балла -- достаточно высокий показатель, свидетельствующий о сравнительно высокой оценке населением данной лекарственной формы.
Использование свечей у подавляющего большинства опрошенных ассоциируется с лечением геморроя/анальных трещин (90%) и гинекологический заболеваний (77%) (рис. 2). Примерно половина респондентов отметила также запоры (53%), больше ? -- контрацепцию (40%), восстановление микрофлоры (39%), простатит (37%). Сравнительно небольшая часть населения знает о возможности использования свечей в целях обезболивания, снятия спазмов, в лечении простудных заболеваний и при ослабленном иммунитете (21, 21, 17 и 18% соответственно). Из этого можно заключить, что потребители осведомлены в основном о местном действии суппозиториев и большинство не предполагает возможность использования данной лекарственной формы с целью получения системного эффекта.
Если в оценке значимости лекарственных форм различий в ответах респондентов из разных возрастных групп не наблюдалось, то в обозначении сферы применения суппозиториев они явно присутствовали. В частности, респонденты до 40 лет лучше осведомлены о применении суппозиториев для лечения гинекологических заболеваний (84%) и восстановления микрофлоры (49%). Представители старшего поколения (60 лет и старше) знают об этих сферах применения заметно реже (70 и 23% соответственно). В то же время они значительно лучше, чем молодые, информированы о применении суппозиториев при запорах (66 против 47%).
Оценка информированности потребителей в отношении сферы применения суппозиториев предполагала также выяснение их мнения о том, при лечении каких групп пациентов эти лекарственные формы имеют преимущества. Больше всего опрошенных (79%) считает, что свечи имеют преимущества при лечении детей, примерно половина -- при лечении пожилых (53%) и ослабленных больных (52%), немного меньше половины -- при ведении больных в послеоперационном периоде (46%) и в бессознательном состоянии (43%) (рис. 3). Наблюдается четкая закономерность в оценке преимуществ использования суппозиториев у пожилых людей в зависимости от возраста опрошенных: чем старше респонденты, тем для более значительного их числа такие преимущества становятся очевидными (моложе 40 лет -- 42%, 40--59 лет -- 56%, 60 и старше -- 78%).
Какие характеристики, по мнению респондентов, являются преимуществами суппозиториев как лекарственной формы? Из предложенных для оценки характеристик 60% опрошенных отметили возможность использования суппозиториев в ситуациях, когда введение через рот или в виде инъекций затруднено (рис. 4). Доставку лекарственных веществ непосредственно в место получения необходимого лечебного действия отметили 47%, высокую эффективность -- 41%. В зависимости от возрастных групп в ответах респондентов наблюдаются различия. Принципиальным образом отличается восприятие такой характеристики, как доставка непосредственно в место получения эффекта: большинство молодых людей оценивают ее как преимущество, чего никак не скажешь о пожилых (моложе 40 лет -- 59%, 40--59 лет -- 41%, 60 и старше -- 27%). Одновременно более значительное число представителей старшего поколения (31% по сравнению с 19 и 11%) считает, что преимуществами суппозиториев является удобство введения.
В целом по выборке путь введения суппозиториев считает удобным только 17% (рис. 4). Большинство же (61%) придерживается иного мнения и полагает, что путь введения является как раз тем фактором, который мешает выбору и использованию суппозиториев пациентами (рис. 5). Второй по популярности ответ на этот вопрос -- ограниченные знания о данной лекарственной форме, в чем отдают себе отчет 57% опрошенных. Примерно треть респондентов в качестве негативных факторов, препятствующих применению свечей, отметила также соображения приличия, особенности культурных традиций некоторых национальностей, необходимость соблюдения специальных условий хранения, а также гигиенические соображения.
Респондентам было предложено также при наличии личного опыта оценить удобство применения суппозиториев с гигиенической точки зрения по 5-балльной шкале (1 балл -- «совершенно неприемлемо», 2 -- «буду использовать только в крайнем случае», 3 -- «терпимо», 4 -- «ничего страшного», 5 – «вполне удобно и гигиенично»). Оказалось, что личный опыт использования суппозиториев имели 88% опрошенных. Среднее по всей выборке значение составило 3,5 балла, что соответствует промежуточной оценке между «терпимо» и «ничего страшного». Совершенно неприемлемым сочли использование суппозиториев только 8 человек (6 женщин и 2 мужчин), т. е. менее 2% опрошенных. Мужчины и женщины оценили суппозитории примерно одинаково (среднее значение 3,3 и 3,6 балла соответственно).
Возможность снизить дозы, побочные эффекты и получить более быстрый эффект при общем действии на организм лекарственных веществ, входящих в состав суппозиториев, в качестве преимущества отметили только 36% респондентов (рис. 4). В то же время представлялось интересным выяснить, отдадут ли потребители предпочтение суппозиториям в том случае, если они получат убедительные доказательства, что введение целого ряда лекарственных веществ в виде суппозиториев может обеспечить по сравнению с таблетками и капсулами возможность снижения дозировки, числа побочных эффектов, достижения более быстрого эффекта.
Оказалось, что при получении такого рода доказательств готовность отдать предпочтение суппозиториям при болевом синдроме высказали 49% опрошенных, при спазмах -- 37%, с целью поддержания иммунитета -- 29%, при простуде и повышенной температуре -- 25% (рис. 6). Пожилые люди гораздо чаще, чем более молодые, готовы использовать свечи при болях (67%) и спазмах (53%), а также в качестве средств поддержки иммунитета (34%) и профилактики стресса (20%). В то же время молодые склонны чаще использовать суппозитории для лечения эректильной дисфункции (37%), для похудания (23%) и при повышенной температуре (30%).
Лечение эректильной дисфункции с использованием суппозиториев в целом по всей выборке сочли возможным 29% респондентов, причем среди мужчин этот показатель значительно выше -- 38% (среди женщин -- 26%). Женщины значительно чаще, чем мужчины, готовы использовать свечи при болях (55 против 29%), для поддержки иммунитета (33 против 20%), как жаропонижающие (29 против 12%).
Если сравнить результаты ответов, характеризующие знания пациентов о сфере применения суппозиториев (рис. 2) и их готовность к использованию препаратов в виде свечей (рис. 6) по сходным показаниям, то становится очевидным, что готовность к использованию суппозиториев значительно выше, чем информированность о таких возможностях.
Итоги исследования
Подводя итоги проведенного исследования, необходимо сделать вывод о том, что конечные потребители достаточно высоко оценивают значимость суппозиториев как лекарственной формы по сравнению с другими формами выпуска (более высокую оценку получили только инъекционные и пероральные формы). Население в целом достаточно хорошо осведомлено о применении свечей с целью получения локального эффекта, об их преимуществах при использовании в детской практике, у пожилых и ослабленных больных. В большинстве случаев потребители считают, что преимуществом суппозиториев является возможность их использования в тех ситуациях, когда введение через рот и в виде инъекций затруднено. Можно предположить, что тем самым они допускают возможность достижения системного эффекта. Однако, как показал опрос, информированность потребителей о конкретных показаниях к применению свечей, предполагающих резорбтивное действие, достаточно ограниченна.
Негативным фактором, мешающим выбору и использованию суппозиториев, по мнению большинства потребителей, является неудобство их применения. В то же время те, кто имеют личный опыт, считают, что удобство использования суппозиториев с гигиенической точки зрения как минимум «терпимо». Опрос показал, что довольно значительная часть респондентов согласна использовать суппозитории по целому ряду показаний, в случае если будут предъявлены убедительные доказательства их преимуществ в отношении эффективности и безопасности.
В целом исследования показали достаточно высокую лояльность и готовность потребителей к использованию суппозиториев, в т. ч. при показаниях, предполагающих достижение системного эффекта. Все это свидетельствует о том, что в России существуют достаточно благоприятные предпосылки для расширения использования суппозиториев, дальнейшего развития их рынка, разработки и выведения новых препаратов. Однако все это предполагает усилия по продвижению препаратов в данной лекарственной форме и повышение информированности потребителей о преимуществах их использования.

Ответить

Вернуться в «Российская Федерация»