В 2014 г. объем продаж ведущих компаний со средней капитализацией вырос до 26,5 млрд долл.

Global News
Ответить
News
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 10 июн 2014 20:49

В 2014 г. объем продаж ведущих компаний со средней капитализацией вырос до 26,5 млрд долл.

Сообщение News » 08 апр 2015 20:47

По данным исследовательско-аналитической компании GlobalData, в 2014 г. общий объем продаж ведущих мировых биотехнологических компаний со средней капитализацией составил 26,5 млрд долл. против 24,8 млрд долл. в 2013 г., говорится в пресс-релизе. Среднегодовой темп роста составил 21,9%.
Как отметил аналитик GlobalData Адам Дион, драйвером роста общего объема продаж группы аналогичных компаний стали компании Regeneron и Alexion, показатели которых в 2014 г. превысили 2 млрд долл.
По его словам, объем продаж Regeneron вырос на 34% благодаря показателю по препарату Eylea (afilibercept) за пределами в США, в т.ч. для лечения макулярного отека вследствие окклюзии центральной вены сетчатки в ЕС и Японии.
Росту продаж Alexion способствовал рост показателя по препарату (eculizumab) с 1,6 млрд долл. в 2013 г. до 2,2 млрд долл. в 2014 г. на фоне увеличения глобального спроса, особенно в ЕС.
Лидером по росту объема продаж в данной группе аналогичных компаний стал Pharmacyclics, приобретенный AbbVie. Показатель компании вырос на 180% (470 млн долл.) – до 729 млн долл., из которых 493 млн пришлось на препарат для лечения хронического лимфолейкоза и мантийноклеточной лимфомы.
В этой группе есть и компании, у которых объем продаж в 2014 г. снизился, в т.ч. Vertex. Продажи компании упали на 52,1% – с 1,2 млрд долл. до 580,4 млн долл.
Как объясняет Адам Дион, это обусловлено снижением продаж препарата для лечения гепатита C Incivek (telaprevir) на фоне конкуренции с новыми препаратами, в частности Sovaldi (sofosbuvir) компании Gilead Sciences и Olysio (simeprevir) компании Janssen.

News
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 10 июн 2014 20:49

TOP10 мировых фармкомпаний по рыночной капитализации в 2014 г.

Сообщение News » 09 апр 2015 16:56

Среди компаний, вошедших в рейтинг, нет ни одной с дивидендами ниже 2,2% при том, что средний показатель по компаниям, входящим в индекс Standard & Poor’s 500, составляет 2%, говорится в отчете аналитическо-финансовой компании Motley Fool. Общий приток денежных средств этих компаний за 12 месяцев составил 91,3 млрд долл.
Такой громадный приток денежных средств является весьма привлекательным фактором для инвесторов, поскольку сулит солидные дивиденды, которые могут быть приумножены, будучи реинвестированными в акции фармкомпаний.
Кроме высоких дивидендов фармсектор знаменит своими программами по обратному выкупу акций, целью которых является снижение количества обращающихся акций, в результате чего повышается цена на акцию.
Одним из ярких сторонников возврата денег акционерам является Pfizer. Компания последовательно возвращает акционерам их деньги уже четыре года подряд. За это время инвесторы компании получили около 65 млрд долл. в виде дивидендов или путем обратного выкупа акций, из которых почти 12 млрд долл. – в 2014 г.

News
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 10 июн 2014 20:49

Подводим итоги: каким был минувший год для фармацевтической отрасли

Сообщение News » 14 апр 2015 23:34

Прошедший год по праву можно назвать рекордным для фармацевтической отрасли сразу по многим показателям. В 2014 г. рекордные темпы развития были отмечены по ряду показателей на фондовом рынке, по объему инвестиций в сделки по слиянию и поглощению (mergers and acquisitions — M&A) фармацевтических и биотехнологических компаний на мировом фармрынке, а также по количеству одобренных Управлением по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (Food and Drug Administration — FDA) инновационных препаратов. Неплохо, не правда ли? Однако снимает ли, например, последний факт вопрос о снижении продуктивности R&D-разработок? Какими новинками пополнился фармрынок США в 2014 г.? К чему привела активность фармкомпаний в сфере слияний и поглощений? Какими успехами на фондовых рынках могут похвастать фармкомпании? Эти и другие вопросы будут рассмотрены в данной публикации.

Неожиданная любовь инвесторов
Акции компаний, работающих в сфере здравоохранения, по-прежнему остаются популярными среди инвесторов. Все основные фондовые индексы в США, Европе и Японии продемонстрировали рост по итогам 2014 г. (табл. 1).
Таблица 1 Изменение основных фондовых индексов в течение 2014 г.
Основные фондовые индексы Прирост за 12 мес 2014 г., %
Nasdaq Biotechnology (США) 34
S&P Pharmaceuticals (США) 19
Dow Jones STOXX Healthcare (ЕС) 18
TOPIX Pharmaceutical Index (Япония) 16
DJIA (США) 8
Euro STOXX 50 (ЕС) 1
Источник: аналитический отчет «Pharma&biotech 2014 in review» компании «Evaluate Pharma».
При этом США, как и во многих других сферах, задают темп, что четко демонстрирует динамика фондового индекса NBI (Nasdaq Biotechnology Index), удерживающего первую позицию среди наиболее значимых фондовых индексов в мире.
Несмотря на то что данный показатель в 2014 г. так и не достиг значений предыдущего года (66%), он все же удвоился по сравнению с предыдущим пиковым значением, отмеченным в 2000 г. и ставшим результатом больших надежд, возлагаемых на открытия в области геномики.
В Европе инвесторы, работающие с акциями компаний сферы здравоохранения, переходят на более обширные рынки. Тем не менее, они будут еще более озабочены вялым экономическим ростом и грохотом политической нестабильности на востоке Европы.
В прошлом году Большая Фарма действительно принесла прибыль своим инвесторам, убедив последних в том, что проблемы с продуктивностью R&D остались позади. Это достигнуто благодаря существенному увеличению доходов ряда компаний, а также выведению на рынок новых перспективных препаратов, что и позволило улучшить имидж компаний, работающих в сфере здравоохранения, в глазах инвесторов.
Такой результат, по мнению экспертов, был обусловлен как выведением новых препаратов, так и уменьшением количества препаратов, срок патентной защиты которых истекает в ближайшее время.
Какие же фармацевтические и биотехнологические компании были наиболее успешными на фондовых рынках в прошедшем году? Наибольший показатель прироста стоимости акций по итогам 2014 г. среди представителей Большой Фармы был отмечен у американской фармацевтической компании «Eli Lilly», стоимость акций которой находится на наиболее высоком уровне с 2004 г. (табл. 2). При этом прирост стоимости акций компании по итогам 2014 г. по сравнению с предыдущим годом составил 35%.
Такое значительное повышение стоимости акций было достигнуто несмотря на истечение патентной защиты на многие препараты компании, а также отсутствие уверенности в успешной коммерциализации кандидатов в препараты, находящихся на поздних стадиях разработки.
Таблица 2. Топ-3 компаний, представителей Большой Фармы, по темпам прироста стоимости акций по итогам 2014 г.
Компании Стоимость акций, дол. США Прирост стоимости акций в 2014 г. по сравнению с 2013 г., % Рыночная капитализация, млрд дол.
2013 г. 2014 г. 2014 г. Изменение за 12 мес
«Eli Lilly» 51,00 68,99 35 76,8 19,4
«AbbVie» 52,81 65,44 24 104,3 20,2
«AstraZeneca» 59,37 70,38 19 88,9 14,3
Источник: аналитический отчет «Pharma&biotech 2014 in review» компании «Evaluate Pharma».
Вторая позиция досталась компании «AbbVie». Инвесторов не смутила возможная конкурентная угроза со стороны биосимиляров по отношению к антиревматическому лекарственному средству Humira — наиболее продаваемому препарату по итогам 2014 г., который принес «AbbVie» 14 млрд дол. дохода от продаж. Инвесторы предпочли сфокусировать свое внимание на потенциале препарата для лечения гепатита С Viekira Pak.
Ожидается, что объем продаж препарата-конкурента Sovaldi (компания «Gilead Sciencе») достигнет максимального показателя — 3,4 млрд дол. в 2016 г. Расширение продуктового портфеля компании «AbbVie» за счет препаратов компании «Shire» сорвалось, по¬этому остается надеяться, что 21 млрд дол., вложенных в приобретение «Pharmacyclics», в этом году будет достаточно, чтобы улучшить показатели компании и получить одобрение от акционеров.
Третью позицию заняла компания «AstraZeneca», которая вышла из переговоров о поглощении с «Pfizer» в гораздо лучшей форме. Однако продуктовый портфель «AstraZeneca», также как и «Eli Lilly», нуждается в пополнении перспективными лекарственными средствами.
Другой интересной для анализа группой среди компаний, работающих в сфере здравоохранения, являются компании «Вне Большой Фармы». Это группа компаний, объем рыночной капитализации которых превышает 25 млрд дол., и которая включает 21 мультинационального производителя лекарственных средств. Повышение стоимости акций компаний этой группы в 2014 г. было даже более впечатляющим по сравнению с Большой Фармой (табл. 3). Ни один из представителей этой группы не закончил 2014 г. с негативным показателем изменения стоимости акций по сравнению с 2013 г.
Таблица 3. Некоторые компании, стоимость акций которых продемонстрировала значительный прирост в 2014 г. по сравнению с 2013 г.

Стоимость акций Прирост стоимости акций в 2014 г. по сравнению с 2013 г., % Рыночная капитализация, млрд дол.
2013 г. 2014 г. 2014 г. Изменение за 12 мес
«Allergan» 111,08 дол. 212,59 дол. 91 63300 30300
«Actavis» 168,00 дол. 257,41 дол. 53 68200 23800
«Shire» 141,29 дол. 212,54 дол. 50 41800 14200
«Vertex Pharmaceuticals» 74,30 дол. 112,31 дол. 60 28574 11206
«Actelion» 75,35 евро (76,51 дол.) 115,30 евро (117,08 дол.) 53 13810 3768
«Bluebird Bio» 20,98 дол. 91,72 дол. 337 2876 2377
«Santhera» 3,72 швейцарских франка (3,35 дол.) 85,05 швейцарских франка (76,69 дол.) 2186 444 428
«Cellectis» 2,30 евро (2,34 дол.) 12,23 евро (12,42 дол.) 423 432 368
Источник: аналитический отчет «Pharma&biotech 2014 in review» компании «Evaluate Pharma».
Большие биотехнологические компании, такие как «Gilead Sciences», «Celgene» и «Biogen Idec», зарекомендовали себя как мощные генераторы финансовых потоков. Этому способствовал лонч таких перспективных препаратов, как Sovaldi и Tecfidera, что стимулировало инвесторов к высокой оценке акций таких компаний.
Переговоры о приобретении «Allergan» компанией «Actavis» способствовали повышению стоимости акций обеих этих компаний. В то же время неудавшаяся сделка по поглощению компанией «AbbVie» биотехнологической компании «Shire» привела к повышению стоимости акций последней.
Разговоры о поглощении также сыграли положительную роль и для некоторых других биотехнологических компаний поменьше, например таких как «Actelion», прирост стоимости акции которой по итогам 2014 г. составил 53%.
Однако повышение стоимости акций других компаний, например «Vertex Pharmaceuticals», было обусловлено удачным лончем новых препаратов. Так, например, «Vertex Pharmaceuticals» пополнила свой продуктовый портфель препаратом для лечения легочной гипертензии Opsumit. Кроме того, перспективным считается разрабатываемая компанией комбинация Kalydeco с VX-809, предназначенная для лечения кистозного фиброза.
Компания «Bluebird Bio» является ярким примером готовности инвесторов идти на риск — цена ее акций повысилась благодаря информации об успешном проведении генной терапии при участии всего лишь 8 пациентов. Рост стоимости акций компании «Santhera» связан с успехами кандидата в препараты идебенона, предназначенного для лечения мышечной дистрофии Дюшенна. Акции французской компании «Cellectis» выросли в цене благодаря интересу инвесторов ко всему, связанному с CAR-T-терапией, подпитываемому амбициозными прогнозами экспертов.

IPO-пандемия
Энтузиазм охватил не только компании, акции которых уже давно котируются на ведущих мировых биржах, но и компании — новички на фондовых рынках. В 2014 г. отмечено рекордное количество первичных публичных размещений акций на фондовом рынке с целью привлечения инвестиций (Initial Public Offering — IPO) со стороны компаний, работающих в сфере здравоохранения (табл. 4).
Таблица 4. Количество компаний, впервые разместивших свои акции на фондовом рынке в 2011–2014 гг., в региональном разрезе с указанием объема привлеченных инвестиций
Год Общий объем инвестиций, млн дол. Количество компаний, впервые разместивших свои акции на фондовом рынке Общее количество компаний, впервые разместивших свои акции на фондовом рынке (с учетом Австралии) Средний объем инвестиций из расчета на одну компанию, млн дол.
в США в Европе
2011 687 12 5 17 40
2012 931 12 4 16 58
2013 2,956 40 3 44 67
2014 6,301 73 13 87 72
Источник: аналитический отчет «Pharma&biotech 2014 in review» компании «Evaluate Pharma».
Интересно, что положительный толчок данной тенденции был дан еще в 2013 г., который продемонстрировал более чем 3-кратное увеличение суммы инвестиций, привлеченных с помощью данного механизма. В 2014 г. повышение упомянутого показателя продолжилось, увеличившись более чем в 2 раза, а количество сделок посредством IPO увеличилось с 44 в 2013 г. до 87 в 2014 г. При этом обнадеживает, что количество IPO значительно увеличилось в Европе. Такое запаздывание европейского рынка IPO свидетельствует о том, что восстановление в Старом Свете происходит медленнее, чем в США.
С другой стороны, многие европейские компании предпочитают впервые размещать акции на фондовых биржах в США. Так, из топ-10 биотехнологических компаний, которые в 2014 г. привлекли наибольший объем инвестиций посредством IPO, 7 компаний, воспользовавшихся механизмом IPO в США, были из Старого Света, в том числе компания «Forward Pharma», занявшая 3-ю позицию по объему инвестиций, привлеченных в прошлом году посредством IPO.
Кроме того, топ-10 биотехнологических компаний, которые в 2014 г. привлекли наибольший объем инвестиций посредством IPO, возглавила европейская компания — а именно разработчик препаратов для лечения аллергии Circassia со штаб-квартирой в Великобритании. Компания впервые разместила свои акции на Лондонской бирже. Это, тем не менее, не меняет того факта, что остальные 9 компаний из данного списка предпочли американский фондовый рынок, разместив акции на бирже Nasdaq.
В течение 2014 г. большинство биотехнологических компаний, вошедших в топ-10 по объему инвестиций посредством IPO, продемонстрировали повышение стоимости акций вследствие значительного спроса со стороны инвесторов. Наиболее примечательными в этом случае являются примеры «Juno Therapeutics» и «Kite Pharma», прирост стоимости акций которых составил 118 и 239% соответственно. Обе эти компании работают в нашумевшем в последнее время направлении создания CAR-T-терапии, что, вероятно, объясняет повышенное внимание к ним со стороны инвесторов.
В среднем каждая из 87 компаний, разместивших акции на ключевых мировых рынках, в 2014 г. привлекла более 70 млн дол., продолжая положительную тенденцию, наметившуюся в этом отношении в последние 4 года.
Кроме того, положительный сигнал о продолжении такой тенденции дают итоги IV кв. 2014 г., в течение которого биотехнологическим компаниям удалось привлечь более 1,8 млрд дол. инвестиций посредством IPO, продемонстрировав 20 и 50% рост по сравнению с III и II кв. соответственно.

В поисках эффективности R&D
Многие фармкомпании — производители лекарственных средств активно трудятся над разработкой новых продуктов, возлагая большие надежды на их будущее. Особую роль играет появление на рынке перспективных препаратов, имеющих потенциал через несколько лет после лонча превысить порог годового объема продаж в 1 млрд дол. и стать блокбастерами.
Однако инновационная деятельность также характеризуется высоким уровнем неопределенности и риска. Отличительная особенность большинства R&D-проектов — сложная прогнозируемость конечных результатов исследований и их возможной коммерциализации (выведение инновационного продукта на рынок с целью получения экономического эффекта). Вместе с тем, прибыль от реализации успешных инновационных проектов, как правило, настолько велика, что покрывает затраты по другим неудавшимся разработкам, поэтому R&D-сфера считается рискованной, но перспективной.
Именно блокбастеры являются основными драйверами роста фармацевтического рынка и важным показателем производительности отрасли. Какими успехами в этой сфере может похвастать 2014 г.? По данным аналитической компании «Evaluate Pharma», несмотря на рекордное количество одобренных в 2014 г. FDA инновационных препаратов, ожидается, что коммерческий потенциал данных средств через 5 лет после лонча все же будет ниже, чем таковой одобренных FDA инновационных лекарственных средств в 2013 г., при том, что количество препаратов, одобренных FDA в 2013 г., почти на 1/3 меньше (35 препаратов), чем в 2014 г.
Ожидается, что наиболее успешным в коммерческом плане среди топ-5 инновационных препаратов по объему продаж в США через 5 лет после лонча станет лекарственное средство Opdivo компании «Bristol-Myers Squibb», одобренное FDA в декабре 2014 г., предназначенное для лечения пациентов с нерезектабельной или метастатической меланомой, резистентной к другим лекарственным средствам. По прогнозам, объем продаж Opdivo в США в 2019 г. составит более 3,5 млрд дол.
Следует отметить, что в 2015 г. данное средство также получило одобрение FDA в качестве препарата для лечения пациентов с метастатическим плоскоклеточным немелкоклеточным раком легкого, который начал прогрессировать во время или после прохождения химиотерапии с препаратами платины.
Вторую строчку данного рейтинга занимает новый комбинированный препарат для безинтерфероновой терапии вирусного гепатита С 1-го генотипа — Harvoni компании «Gilead Sciences», одобренный FDA в октябре 2014 г. Данное лекарственное средство представляет собой комбинацию двух активных компонентов: софосбувира в дозе 400 мг (одобренного для лечения гепатита С в декабре 2013 г. под торговым названием Solvadi) и ледипасвира в дозе 90 мг. Механизм действия данных компонентов заключается в ингибировании ферментов, необходимых для размножения вируса гепатита C: софосбувир — ингибитор вирусной полимеразы NS5B, ледипасвир — ингибитор белка NS5A. По прогнозам, объем продаж данного лекарственного средства в 2019 г. составит 2,52 млрд дол.
Завершает тройку лидеров препарат Keytruda компании «Merck & Co», получивший одобрение FDA в сентябре 2014 г., предназначенный для лечения пациентов с нерезектабельной или метастатической меланомой, больных, у которых данная онкопатология начала прогрессировать после применения ипилимумаба, или в случае наличия у пациента мутации гена BRAF V600 после терапии ингибитором гена BRAF. Ожидается, что объем продаж данного лекарственного средства в США через 5 лет после лонча преодолеет рубеж в 2 млрд дол., что позволит препарату Keytruda занять 3-ю позицию в рейтинге топ-5 наиболее коммерчески успешных лекарственных средств в 2019 г. среди одобренных FDA инновационных препаратов в 2014 г.
В декабре 2014 г. FDA одобрило новый безинтерфероновый режим терапии вирусного гепатита С — Viekira Pak. Он включает 3 новых разработки компании «AbbVie»: омбитасвир, паритапревир, дасабувир, а также фармакокинетический усилитель ритонавир. Это уже четвертый режим терапии гепатита С, одобренный FDA в США: ранее были одобрены препараты Olysio (симепревир), Sovaldi (софосбувир) и Harvoni (софосбувир + ледипасвир). Препарат Viekira Pak может применяться в комбинации с рибавирином или без такового.
Комбинация с рибавирином показана пациентам с вирусным гепатитом С генотипа 1а с циррозом печени или без явлений цирроза. Также в комбинации с рибавирином Viekira Pak применяется при вирусном гепатите С генотипа 1b с циррозом, а при вирусном гепатите С 1b без явлений цирроза данный режим терапии может использоваться и без рибавирина в течение 12 нед. Ожидается, что объем продаж Viekira Pak в США через 5 лет после лонча составит 1,6 млрд дол.
В октябре 2014 г. одобрение FDA также получил препарат Ofev компании «Boehringer Ingelheim», предназначенный для лечения пациентов с идиопатическим легочным фиброзом. По прогнозам, через 5 лет после лонча данное средство сможет стать блокбастером, преодолев отметку в 1 млрд дол.

M&A-МАНИЯ!
M&A-сделки — проверенный инструмент фармацевтических компаний, обеспечивающий расширение бизнеса и доступ к новым регионам сбыта. Еще одной причиной для проведения M&A-сделок является возможность увеличить прибыль за счет инвестиций в крупные R&D-проекты с целью компенсировать ущерб от окончания сроков патентной защиты на оригинальные лекарственные средства. Слияние с фармацевтической компанией, которая имеет другой портфель продуктов, может усилить присутствие другой компании в определенной терапевтической области или же помочь быстро войти в новую для нее сферу. Кроме того, другая компания, вероятно, уже имеет наработки в необходимых сферах, что поможет ускорить процесс проникновения на новый рынок, поэтому тщательно продуманные M&A-сделки позволят открыть географические преимущества.
По данным аналитической компании «Evaluate Pharma», прошедший год стал рекордным по объему средств, инвестированных в M&A-сделки фармацевтических и биотехнологических компаний на мировом фармрынке, за последние 7 лет с показателем в 212 млрд дол. по итогам 182 M&A-сделок, перехватив пальму первенства от «урожайного» 2009 г., на протяжении которого была проведена 171 M&A-сделка на общую сумму 152 млрд дол.
В M&A-сфере наиболее активной оказалась компания «Actavis», которая провела две наиболее крупных сделки по слиянию и поглощению в 2014 г. Лидером по объему инвестированных средств является соглашение по приобретению компанией «Actavis» компании «Allergan» за 66 млрд дол. (табл. 7). Предполагается, что данная сделка позволит создать одну из топ-10 крупнейших глобальных фармацевтических компаний по объему продаж с ожидаемым доходом от продаж в 2015 г. в 23 млрд дол. Кроме того, данная сделка позволит компании «Actavis» присутствовать на фармацевтических рынках порядка 100 стран.
Таблица 7. Топ-5 крупнейших M&A-сделок фармацевтических и биотехнологических компаний на мировом фармрынке в 2014 и 2013 г.
Год № п/п Компания-покупатель Целевая компания или подразделение Статус M&A-сделки Стоимость M&A-сдел-ки, млрд дол.
2014 1 «Actavis» «Allergan» Закрыта 66
2 «Actavis» «Forest Laboratories» Закрыта 28
3 «Novartis» Подразделение «Онкология» компании «GlaxoSmithKline» Закрыта 16
4 «Merck&Co» «Cubist Pharmaceuticals» Открыта 9,5
5 «Roche» «Inter Mune» Закрыта 8,3
2013 1 «Amgen» «Onyx Pharmaceuticals» Закрыта 10,4
2 «Valeant Pharmaceuticals» «Bausch + Lomb» Закрыта 8,7
3 «Perrigo Company» «Elan» Закрыта 8,6
4 «Actavis» «Warner Chilcott» Закрыта 8,5
5 «AstraZeneca» Подразделение «Сахарный диабет» компании «Bristol-Myers Squibb» Закрыта 4,3
Источник: аналитический отчет «Pharma&biotech 2014 in review» компании «Evaluate Pharma».
Следует отметить, что в продуктовом портфеле компании «Allergan» представлено множество блокбастеров, что позволит увеличить доходы компании «Actavis» на фармацевтическом рынке Северной Америки в сегменте специализированных оригинальных препаратов. Ожидается, что по итогам 2015 г. у объединен¬ной компании в продуктовом портфеле будут присутствовать 3 блокбастера с годовым доходом от продаж каждого в размере более 3 млрд дол. Общий объем продаж препаратов, применяющихся в гастроэнтерологии, кардиологии, в сфере женского здоровья, урологии и для лечения инфекционных заболеваний, составит около 4 млрд дол. Также «Actavis» планирует инвестировать в R&D порядка 1,7 млрд дол. в год.
Другой крупной M&A-сделкой компании «Actavis» стало приобретение компании «Forest Laboratories» за 28 млрд дол. наличными и акциями после соглашения с Федеральной торговой комиссией США (U.S. Federal Trade Commission — FTC) при условии, что компании, по обоюдному согласию, продадут ряд своих активов в целях соблюдения антимонопольных требований.
По условиям соглашения с FTC, компания «Actavis» передаст две заявки на одобрение генериков — Lamotrigine (ламотриджин) в таблетках для рассасывания и Ursodiol (урсодиол) в таблетках, компании «Impax Laboratories, Inc.». В свою очередь, «Forest Laboratories» передаст компании «Catalent Pharma Solutions» уже одобренную заявку и производственные права на генерик Рropranolol hydrochloride (пропранолола гидрохлорид) в капсулах пролонгированного действия. Кроме того, «Forest Laboratories» обязуется аннулировать лицензионное соглашение и соглашение о поставках в отношении генерика препарата Tiazac (дилтиазем) с канадской компанией «Valeant Pharmaceuticals», а также вернуть ей все права на этот препарат.
Подводя итоги, необходимо отметить, что 2014 г. был исключительно удачным для мирового фармацевтического бизнеса. Положительные результаты 2014 г. дают основания надеяться на продолжение активного развития Большой Фармы и в текущем году.
Светлана Шелепко, Евгения Лукьянчук, по материалам www.evaluategroup.com, www.fda.gov, www.fiercebiotechit.com, www.actavis.com

News
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 10 июн 2014 20:49

На пьедестале фармацевтического бизнеса: топ-10 компаний по объему продаж в 2014 г.

Сообщение News » 22 апр 2015 11:10

Как сообщало ранее наше издание, 2014 г. стал довольно удачным для фармацевтической отрасли. Рекордные показатели объема инвестиций в сделки по слиянию и поглощению (mergers and acquisitions — M&A) фармацевтических и биотехнологических компаний, а также по количеству одобренных Управлением по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (Food and Drug Administration — FDA) инновационных препаратов, не могли не повлиять на объемы продаж компаний в данной сфере. О том, как разместились игроки Большой Фармы в топ-10 компаний по объему продаж в 2014 г. можно будет узнать из данной публикации.
Верхушка рейтинга не претерпела значительных изменений по сравнению с предыдущим годом. «Johnson & Johnson», «Novartis», «Roche» и «Pfizer», входящие в число лидеров уже на протяжении нескольких лет хотя и на разных позициях, по-прежнему составляют пятерку наиболее успешных компаний по объему продаж в прошедшем году. По итогам 2014 г. в тройку лидеров данного рейтинга вошли «Johnson & Johnson», «Novartis» и «Roche», повысив свои показатели объемов продаж по сравнению с 2013 г. (таблица). В свою очередь, знаковое изменение произошло в конце десятки: биотехнологическая компания «Gilead Sciences» потеснила крупную фармкомпанию «Eli Lilly», отодвинув ее с 10-го места на 14-ю строчку.
Таблица Топ-10 фармацевтических и биотехнологических компаний по объему продаж в 2014 г.

№п/п Компания Объем продаж продукции на мировом рынке, млрд дол. США
2013 г. 2014 г.
1 «Johnson & Johnson» 71,3 74,3
2 «Novartis» 57,4 58,0
3 «Roche» 48,5 49,9
4 «Pfizer» 51,6 49,6
5 «Sanofi» 42,1 43,1
6 «Merck & Co» 44,0 42,2
7 «GlaxoSmithKline» 41,6 38,0
8 «AstraZeneca» 25,7 26,1
9 «Bayer» 24,2 25,5
10 «Gilead Sciences» 10,8 24,5
Источник данных: аналитический отчет «The top 15 pharma companies by 2014 revenue» компании «Fierce Pharma».
Необходимо отметить, что в случае с «Johnson & Johnson» и «Bayer» приведены показатели общего объема продаж компаний, а не их фармподразделений.

ТРОЙКА ЛИДЕРОВ
В 2014 г. общий объем продаж «Johnson & Johnson» составил 74,3 млрд дол. США, при этом объем продаж фармацевтического подразделения достиг 32,3 млрд дол., что делает его одним из ключевых в компании. Успеху фармподразделения способствовали продажи относительно новых и ключевых лекарственных средств: Zytiga (абиратерона ацетат), предназначенного для лечения пациентов с метастатическим раком предстательной железы, антикоагулянта Xarelto (ривароксабан), маркетированием которого компания занимается в США, Olysio/Sovriad (симепревир), применяемого для комбинированной терапии больных хроническим гепатитом С, Invokana (канаглифлозин), показанного для лечения лиц с сахарным диабетом II типа, Imbruvica (ибрутиниб), назначаемого для терапии пациентов с неходжскинской лимфомы и хронического лимфолейкоза, а также других препаратов из продуктового портфеля компании.
Также, стоит отметить, что в прошлом году компания «Johnson & Johnson» совершила 2 приобретения с целью пополнения продуктового портфеля перспективными лекарственными средствами, а именно осуществила покупку биотехнологической компании «Alios BioPharma Inc.», специализирующейся на антивирусных препаратах для лечения больных с респираторными заболеваниями, и «Covagen AG», биотехнологической компании, производящей лекарства для терапии различных заболеваний мультиспецифическими белками.
Вторую строчку рейтинга с объемом продаж в 58 млрд дол. занимает компания «Novartis». Столь значительных успехов ей удалось добиться благодаря наличию в продуктовом портфеле:
препарата Gilenya (финголимод), предназначенного для лечения пациентов с рецидивирующими формами рассеянного склероза;
Tasigna (нилотиниб), назначаемого для терапии больных хронической миелоидной лейкемией;
Afinitor (эверолимус), одобренного для лечения пациентов с метастатическим почечно-клеточным раком, нейроэндокринным раком поджелудочной железы и HER2-негативным метастатическим раком молочной железы;
орфанного препарата Jakafi (руксолитиниб), предназначенного для лечения пациентов с миелофиброзом;
продуктов по уходу за глазами компании «Alcon»;
генериков компании «Sandoz».
Стоит отметить, что компания «Novartis» также возлагает большие надежды на кандидата в препараты LCZ696, предназначенного для лечения пациентов с сердечной недостаточностью. Прогнозируется, что LCZ696 принесет не один миллион долларов в копилку производителя и станет мульти-блокбастером спустя несколько лет после лонча.
Замыкает тройку лидеров данного рейтинга компания «Roche», которой удалось достичь немалых высот благодаря препаратам для лечения пациентов с онкологическими патологиями Herceptin (трастузумаб), Perjeta (пертузумаб), Kadcyla (адо-трастузумаба эмтанзин) и Avastin (бевацизумаб). Кроме того, она делает упор и на другие терапевтические области, например, пульмонологию. Сделка с компанией «Inter Mune», состоявшаяся в 2014 г., позволила компании «Roche» расширить портфель лекарственных средств для терапии больных респираторными заболеваниями, в основном за счет препарата Esbriet (пирфенидон), предназначенного для лечения идиопатического легочного фиброза. Кроме того, компания «Roche» самостоятельно производит и маркетирует в США 2 препарата для лечения респираторных заболеваний — Xolair (омализумаб) — терапия пациентов с персистирующей аллергической астмой и Pulmozyme (дорназа альфа) — лечение больных муковисцидозом.
Следует отметить, что «Roche» также ведет активные R&D-разработки новых продуктов в сфере онкопатологии и стремится заполучить в свой продуктовый портфель перспективные новинки в этой сфере. Так, в 2014 г. компания объявила о том, что «Genentech», входящая в группу компаний «Roche», заключила соглашение о приобретении частной биотехнологической компании «Seragon Pharmaceuticals,Inc.». В результате этой сделки «Genentech» получила права на продуктовый портфель компании «Seragon Pharmaceuticals,Inc.» в сфере разработок продуктов на основе пероральных селективных супрессоров рецепторов эстрогена (selective estrogen receptor degrader — SERD) нового поколения, для возможного применения при лечении пациентов с ER-позитивным раком молочной железы. Основная молекула, которая относится к SERD следующего поколения, находящаяся в разработке у компании «Seragon Pharmaceuticals,Inc.», — ARN-810.

«РFIZER»
В 2014 г. компания «Pfizer» успешно продвинулась в направлении иммунотерапии онкопатологии, приобретя у компании «Merck KGaA» права на кандидат в противоопухолевые препараты MSB0010718C. Согласно условиям соглашения «Pfizer» выплатила 850 млн дол. за права на проведение последующих исследований в сфере разработки, а также коммерциализацию MSB0010718C, кроме того, при достижении определенных коммерческих целей «Pfizer» обязуется выплатить компании «Merck KGaA» до 2 млрд дол.
В продуктовом портфеле компании «Pfizer» также имеется препарат Ibrance (палбоциклиб), предназначенный для лечения пациентов с местно-распространенным метастатическим раком молочной железы и получивший ускоренное одобрение FDA в феврале 2015 г. Компания возлагает большие надежды на данное лекарственное средство относительно захвата доли рынка онкологических препаратов.
Еще одним направлением, в котором компания «Pfizer» оказалась успешной в прошлом году, является рынок вакцин. Так, в 2014 г. пневмококковая вакцина Prevnar 13, имеющая статус блокбастера, которая досталась ей в результате приобретения «Wyeth», получила положительные рекомендации от Центра по контролю и профилактике заболеваний США (Centers for Disease Control and Prevention) относительно иммунизации взрослых в возрасте 65 лет и старше, что, как ожидается, значительно укрепит ее без того весомые позиции на рынке. Кроме того, в декабре 2014 г. была завершена сделка по приобретению компанией «Pfizer» подразделения «Вакцины» компании «Baxter» за 635 млн дол. Впоследствии FDA одобрило вакцину Trumenba, предназначенную для активной иммунизации пациентов в возрасте 10–25 лет с целью профилактики инвазивной менингококковой инфекции, вызванной возбудителем Neisseria meningitidis серогруппы B, что также обеспечило рост объемов продаж компании «Pfizer».

«SANOFI»
Компания «Sanofi» в 2014 г. сфокусировалась не только на наращивании своих позиций на мировом рынке, где ей удалось улучшить показатели объема продаж по сравнению с предыдущим годом, но и на инновационной деятельности. Так, в августе 2014 г. FDA одобрило препарат Cerdelga (элиглустат) компании «Genzyme», принадлежащей «Sanofi», предназначенный для долгосрочной терапии взрослых пациентов с болезнью Гоше типа I. В дальнейшем данное лекарственное средство также получило одобрение на европейском рынке (январь 2015 г.). В свою очередь, в ноябре 2014 г. одобрение FDA получил препарат Lemtrada (алемтузумаб) для лечения больных с рецидивными формами рассеянного склероза, маркетируемый на европейском рынке еще с 2013 г., а в декабре 2014 г. — Fluzone Intradermal Quadrivalent — вакцина против 4 штаммов вируса гриппа.

«MERK & Cо»
После приобретения «Merck & Co» крупной научно-исследовательской фармацевтической компании «Schering — Plough» за 41,1 млрд дол., первой удалось добиться значительного роста объема продаж: с 27,4 млрд дол. в 2009 г. до 48 млрд дол. в 2011 г. В свою очередь, в 2014 г. объем продаж компании «Merck & Co» составил 42,2 млрд дол., обеспечив ей 6-е место в рейтинге топ-10 фармацевтических и биотехнологических компаний по объему продаж в прошлом году. В 2014 г. компания сосредоточила свои усилия на вакцинах, иммунологических и противодиабетических препаратах, а также стремлении к охвату развивающихся рынков. В связи с этим «Merck & Co» заключила соглашении с компанией «Bayer AG» о продаже подразделения «Consumer Care» за 14,2 млрд дол.
В свою очередь, для того чтобы попол¬нить свой портфель перспективными лекарственными средствами, компания «Merck & Co» стала активно проводить M&A-сделки. В конце 2014 г. она объявила о намерении приобрести компанию «Cubist», одного из перспективных производителей антибиотиков, за 9,5 млрд дол. Компания «Cubist» стала второй крупной сделкой «Merck & Co» в 2014 г. До этого самым дорогим ее приобретением была «Idenix Pharmaceuticals», купленная в прошлом году за 3,85 млрд дол., в продуктовом портфеле которой находится 3 перспективных продукта для лечения больных гепатитом С.
Среди перспективных R&D-разработок компании, увидевших свет в 2014 г., внимания заслуживает препарат Keytruda (пембролизумаб), предназначенный для терапии пациентов с нерезектабельной или метастатической меланомой. Одобренный FDA в сентябре 2014 г. препарат увеличил общий объем продаж компании на 50 млн дол. по итогам IV кв. 2014 г. Ожидается, что спустя 5 лет после лонча объем продаж Keytruda преодолеет рубеж в 2 млрд дол., что позволит ему занять место в топ-5 наиболее коммерчески успешных лекарственных средств в 2019 г. среди одобренных FDA инновационных препаратов в 2014 г. Лекарственное средство Keytruda стало одним из 6 препаратов компании «Merck & Co», одобренных FDA в прошлом году.

«GLAXOSMITHKLINE»
За последние несколько лет «GlaxoSmithKline» удалось добиться немалых успехов в сфере препаратов для терапии пациентов с онкологическими заболеваниями благодаря наличию в ее продуктовом портфеле Tykerb (лапатиниб), Votrient (пазопаниб), Promacta (элтромбопаг), Arzerra (офатумумаб), Tafinlar (дабрафениб) и Mekinist (траметиниб). Однако, в 2014 г. между компаниями «GlaxoSmithKline» и «Novartis» состоялась важная сделка по обмену активами, а именно бизнесом по производству онкологических лекарственных средств и вакцин (за исключением таковых против гриппа) соответственно. По условиям данного соглашения компании также договорились о сотрудничестве с целью запуска совместного производства безрецептурных препаратов.

«ASTRAZENECA»
Рост объемов продаж компании «AstraZeneca» в 2014 г. по сравнению с 2013 г. произошел за счет улучшения данного показателя на развивающихся рынках (+12%), а также в таких терапевтических направлениях, как сахарный диабет (+139%) и респираторные заболевания (+10%). Кроме того, объем продаж антиагреганта Brilinta (тикагрелор) в 2014 г. увеличился на 70% по сравнению с предыдущим годом.
Следует отметить, что компания «AstraZeneca» ведет активную деятельность в сфере R&D-разработок с целью заполучить в свой продуктовый портфель коммерчески успешные новинки, преимущественно по таким терапевтическим направлениям, как онкопатология, сердечно-сосудистые, метаболические, респираторные, воспалительные и аутоиммунные заболевания.

«BAYER»
Весомый вклад в общий объем продаж компании «Bayer» внесли антикоагулянт Xarelto (ривароксабан), маркетированием которого компания занимается за пределами США, лекарственное средство для терапии нарушений зрения Eylea (афлиберцепт), препараты для лечения пациентов с онкологическими заболеваниями Stivarga (регорафиниб) и Xofigo (радий-223 дихлорид), а также лекарство для терапии легочной артериальной гипертензии Adempas (риоцигуант), которые в прошлом году совместными усилиями обеспечили объем продаж компании в размере 2,9 млрд дол.
В погоне за мировым лидерством в перспективном бизнесе безрецептурных лекарственных средств в 2014 г. компания «Bayer» приобрела подразделение таких препаратов «Merck & Co.» за 14,2 млрд. дол. В результате сделки «Bayer» получила права на продукты таких категорий, как лекарства от простуды и гриппа, аллергии, дерматологические препараты (включая продукцию солнцезащитной серии), средства по уходу за ногами, а также для терапии заболеваний желудочно-кишечного тракта.

«GILEAD SCIENCES»
Наиболее знаковым в рейтинге топ-10 фармацевтических и биотехнологических компаний по объему продаж в 2014 г. можно по праву считать размещение на 10-й строчке компании «Gilead Sciences», которой удалось увеличить объем продаж на 126% по сравнению с 2013 г. Такому успеху она обязана препаратам Sovaldi (софосбувир) и Harvoni (ледипасвир + софосбувир), предназначенным для лечения больных гепатитом С, которые обеспечили более половины годового объема продаж компании, — 12,4 млрд дол.

ИТОГИ

Итак, верхушку в топ-10 фармацевтических и биотехнологических компаний в 2014 г. по-прежнему занимают такие гиганты, как «Johnson & Johnson», «Novartis», «Roche», «Pfizer», «Sanofi», знаковые изменения произошли лишь в конце данного рейтинга. Что же будет в 2015 г.? Благодаря высокой активности фармацевтических компаний в сфере M&A-сделок в 2014 г. в текущем году можно ожидать очередной перетасовки игроков фармбизнеса в данном рейтинге, в частности, по прогнозам, сделка по приобретению «Actavis» компании «Allergan» позволит первой войти в топ-10 данного рейтинга с ожидаемым объемом продаж около 25 млрд дол. Также не стоит упускать из виду окончание срока действия патентной защиты на ряд оригинальных лекарственных средств, что может повлечь за собой некоторое снижение объемов продаж данных препаратов.

Ответить

Вернуться в «Глобальные новости»