Госзакупки лекарственных средств. Завершит ли МЗ повторные тендеры?

Ukraine
Ответить
News
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 10 июн 2014 20:49

Госзакупки лекарственных средств. Завершит ли МЗ повторные тендеры?

Сообщение News » 21 сен 2014 17:35

Госзакупки лекарственных средств. Завершит ли МЗ повторные тендеры?

Мы уже неоднократно анализировали тендерные объявления о централизованных закупках лекарственных средств по нескольким государственным программам в аспекте наличия препятствий при проведении тендерных закупок. В данной публикации внимание будет уделено новым объявлениям о закупках лекарственных средств. Отметим, что по состоянию на сегодня по многим направлениям еще не закуплен ни один препарат, включая лекарственные средства, применяемые в онкологии, противотуберкулезные препараты, а также лекарственные средства для лечения детей с мукополисахаридозом, муковисцидозом, расстройствами психики и поведения из спектра аутизма и др.
Первые объявления о проведении централизованных закупок лекарственных средств были опубликованы в июне–июле 2014 г. Многие торги так и не завершились определением победителя — одни перенесены из-за рассмотрения жалоб о нарушении заказчиком (МЗ Украины) порядка проведения процедуры закупки в части установления дискриминационных требований в документации конкурсных торгов, другие — отменены или признаны несостоявшимися. Уже объявлены повторные тендеры, которые завершатся в сентябре.
Выполнить план закупки в полной мере пока не удалось практически ни по одному объявлению, а в большинстве случаев неакцептирована ни одна позиция (таблица). Исключение составляет иммуноглобулин человека нормальный (фл., ам., шпр. 2,5 г /50 мл), процедура которого произошла отдельно и завершилась акцептом. Однако необходимо еще закупить человеческий иммуноглобулин 10% (амп., фл., шпр. 50 мл) в рамках закупки лекарственных средств для лечения детей с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями. Что помешало проведению государственных закупок лекарственных средств, были ли учтены причины отмены предыдущих торгов в новых объявлениях — рассмотрим на конкретных примерах.
Таблица. Количество лотов, которые планируется закупить в 2014 г. с указанием количества акцептированных средств позиций лекарственных в разрезе сферы их применения
№ Сфера применения закупаемых лекарственных средств План Акцепт
1 Онкологические и онкогематологические заболевания у детей 87 11
2 Онкогематология 35 3
3 Онкология 35 0
4 Антиретровирусные препараты 23 3
5 Противотуберкулезные препараты 20 0
6 До- и послеоперационный период по поводу трансплантации 13 0
7 Хронический вирусный гепатит у детей 9 2
8 Лечение бесплодия женщин методами вспомогательных репродуктивных технологий 8 1
9 Сердечно-сосудистые и сосудисто-мозговые заболевания 8 2
10 Расстройства психики и поведения из спектра аутизма у детей 6 0
11 Рассеянный склероз 5 0
12 Дыхательные расстройства новорожденных 4 0
13 Хронические вирусные гепатиты 4 0
14 Мукополисахаридоз у детей 3 0
15 Резистентная форма ювенильного ревматоидного артрита у детей 3 0
16 Муковисцидоз у детей 2 0
17 Хронический миелоидный лейкоз 2 0
18 Детский церебральный паралич 2 0
19 Имиглюцереза 1 0
20 Иммуноглобулин человека нормальный 1 1
21 Соматропин 1 0
Онкологические и онкогематологические заболевания у детей
Самая большая категория препаратов по количеству лотов — лекарственные средства для лечения детей с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями. Для терапии детей с данной патологией в ходе тендерных торгов на 2014 г. запланировано закупить 87 лекарственных средств с учетом дозировок и форм выпуска (87 лотов). В июле было сделано 5 объявлени¬й о проведении торгов по разным позициям. На данный момент известно о том, что процедура закупки только 11 лотов завершилась с определением победителя (акцепт). В августе процедура закупки препаратов для лечения детей с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями с учетом дозировок, которые по тем или иным причинам были отменены или признаны несостоявшимися, возобновилась. Результаты будут известны в сентябре.
Так, торги по двум объявлениям июля, содержащим 15 и 17 лотов соответственно, были отменены по причине невозможности устранить нарушения, которые возникли из-за несоблюдения законодательства по вопросам государственных закупок. В обоих случаях в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) были поданы жалобы касательно нарушения заказчиком (МЗ Украины) порядка проведения процедуры закупки в части установления дискриминационных требований в документации конкурсных торгов, которые рассмотрены Постоянно действующей административной коллегией АМКУ по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере проведения государственных закупок. В ответ на запрос коллегии заказчик сообщил, что комитет по конкурсным торгам Минздрава принял решение отменить процедуру закупки на основании третьего абзаца ч. 1 ст. 30 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» (заказчик отменяет торги в случае невозможности устранения нарушений, которые возникли вследствие выявленных нарушений законодательства в сфере проведения государственных закупок). В случае, если заказчиком принято решение об отмене торгов орган обжалования принимает решение о прекращении рассмотрения жалобы. Поэтому коллегия постановила прекратить рассмотрение жалобы.
Другие 3 июльских объявления содержали еще 55 лотов, из которых только 11 было акцептировано. Для остальных 44 лотов торги были отменены или признаны несостоявшимися вследствие того, что цена наиболее выгодного предложения превышает сумму, предусмотренную заказчиком на финансирование закупки (таких случаев было превалирующее количество — 26). Причиной отмены 4 торгов стало то, что на участие в них было подано менее 2 конкурсных предложений. Неудивительно, ведь в некоторых случаях участие в торгах может принять только 1 препарат, учитывая заявленную заказчиком дозировку и формы выпуска. Некоторые торги были отменены по причине того, что к оценке были допущены предложения менее 2 участников. Это обусловлено тем, что предложения некоторых участников отклонены по причине несоответствия предложения конкурсных торгов условиям документации.
Следует отметить, что при раскрытии тендерных предложений примерно 1/5 часть была отклонена в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» в связи с тем, что предложения конкурсных торгов не соответствуют условиям документации. В протоколе раскрытия конкурсных торгов у подавляющего большинства заявителей указано наличие всех документов, предусмотренных документацией конкурсных торгов с примечанием, что правильность оформления и соответствие предоставленных документов условиям документации конкурсных торгов будут проверяться на этапе рассмотрения и оценки.
Как уже отмечено ранее, процедура закупки неакцептированных препаратов для лечения детей с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями с учетом дозировок уже возобновилась — в августе сделано 3 объявления, которые в совокупности содержат 76 лотов (напомним, что 11 лотов уже акцептировано). При этом в объявлениях о проведении конкурсных торгов произошли некоторые изменения.
Так, объем закупки почти половины заявленных препаратов с учетом дозировок в натуральном выражении изменился в сторону уменьшения. Также следует подчеркнуть, что предположительная цена закупки 1 ед. препарата осталась неизменной только для 4 лотов. При этом наиболее значимые изменения для большинства лотов произошли в сторону повышения предположительной стоимости закупки 1 ед. Так, для 26 препаратов с учетом дозировок и форм выпуска, предыдущие торги на которые были признаны несостоявшимися вследствие того, что цена наиболее выгодного предложения превышает сумму, предусмотренную заказчиком на финансирование закупки, в новом объявлении предположительная цена закупки 1 ед. повысилась.
Проанализировав оптово-отпускные цены на лекарственные средства с учетом дозировок и форм выпуска в разрезе международных непатентованных наименований (МНН), участвующих в торгах, можно констатировать, что по некоторым лотам заявленной форме выпуска и дозировкам отвечает только 1 лекарственное средство с задекларированной оптово-отпускной ценой. Например, в 2014 г. в рамках закупки препаратов для лечения детей с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями планируется закупить нилотиниб (табл., капс., драже, 200 мг) в объеме 341 ед. Согласно новому объявлению объем обеспечения на его закупку составляет 6,3 тыс. грн. Если предположить, что объем обеспечения составляет 2,99% от суммы конечной сделки, то ориентировочная стоимость сделки будет равна 209,8 тыс. грн. В таком случае МЗ Украины планирует закупить препараты нилотиниба по стоимости 615,2 грн. за 1 ед. Предложить предмет закупки по данному лоту может только один производитель. Задекларированная в Украине оптово-отпускная цена 1 упаковки данного препарата (капс., блистер, № 28) составляет 21 959,35 грн. Таким образом, стоимость 1 ед. равна 784,26 грн. Для того чтобы закупить нилотиниб по задекларированной цене, сумма конечной сделки должна составлять около 267,43 тыс. грн. Однако, участник имеет право предложить цену меньшую, чем задекларированная оптово-отпускная.
Важно также, что некоторым лотам соответствует только 1 препарат (в одной дозировке и форме выпуска) с задекларированной оптово-отпускной ценой.
Вирусные гепатиты
В июле было сделано первое объявление о проведении государственных закупок лекарственных средств для лечения хронических вирусных гепатитов у детей, где участвовало 9 лотов. Из них акцептировано 2 позиции. Торги для остальных 7 лотов отменены, поскольку к оценке допущены предложения менее 2 участников (при том, что на участие в торгах в каждом лоте было заявлено по 2 участника). Причиной отклонения предложений некоторых участников стало несоответствие условиям документации. Торги на неакцептированные лоты возобновлены в августе. Изменений в количестве закупки и объеме обеспечения нет.
Процедура закупки препаратов для лечения хронических вирусных гепатитов у взрослых на данный момент приостановлена, поскольку в соответствии с решением АМКУ заказчик должен внести некоторые изменения в документацию конкурсных торгов. Дело в том, что 5 дозировок пегинтерферонов (амп., флак., шпр., шпр.-ручка, шпр.-тюбик, 80 мкг/0,5 мл, 100 мкг/0,5 мл, 120 мкг/0,5 мл, 150 мкг/0,5 мл, 180 мкг/1,0 мл) были объединены в 1 лот. Таким образом, общее количество — 86 743 ед. — указано без разбивки количества по конкретным дозировкам, что делает невозможным формирование ценового предложения конкурсных торгов потенциальными участниками процедуры закупки. Предложить в совокупности весь предмет закупки по данному лоту может только один производитель, который производит препарат пегинтерферона с дозировкой 180 мкг/1,0 мл, что нарушает один из принципов осуществления закупок — документация конкурсных торгов не должна содержать требований, ограничивающих конкуренцию.
Антиретровирусные препараты
В этом году МЗ Украины планирует закупить 23 препарата с учетом дозировок и форм выпуска. Пока акцептировано только 3 позиции. Частой причиной отмены торгов указывалось то, что к оценке допущены предложения менее 2 участников или отклонены все конкурсные предложения, что связано с несоответствием предложений некоторых участников условиям документации конкурсных торгов. Следует отметить один лот, к участию в процедуре закупки которого не было подано предложений — невирапин (суспензия для перорального применения 10 мг/мл). В заявленной дозировке и форме выпуска в Украине не задекларированы оптово-отпускные цены ни на один препарат невирапина.
Почему не состоялись акцепты
Как уже было отмечено ранее, по многим направлениям не акцептирован ни один лот. Сейчас предпринимаются новые попытки их закупки.
Например, в этом году уже дважды сообщалось о начале процедуры закупки препаратов для лечения детей с мукополисахаридозом с учетом дозировок и форм выпуска (объявления содержали 3 лота). Первая попытка не увенчалась успехом — торги по всем позициям были признаны несостоявшимися. Это связано с тем, что цена наиболее выгодного предложения превышала сумму, предусмотренную заказчиком на финансирование закупки. В новом объявлении предположительная стоимость сделки увеличилась. Это дает надежду, что на этот раз вопрос цены не станет причиной отмены. Однако для каждого из 3 лотов в заявленной дозировке и форме выпуска соответствует только один препарат с задекларированной оптово-отпускной ценой, поэтому на этот раз причиной отмены может быть то, что к участию в торгах подано менее 2 конкурсных предложений.
Первая попытка не удалась также и в случае с закупкой препаратов для лечения детей с расстройствами психики и поведения из спектра аутизма. Торги по всем 6 лотам были признаны несостоявшимися, поскольку цена наиболее выгодного предложения превышала сумму, предусмотренную заказчиком на финансирование закупки. Торги были возобновлены в августе. При неизменном объеме закупки в натуральном выражении, в денежном произошло изменение в сторону увеличения для 5 из 6 лотов (это препараты атомексина в разных дозировках, при этом поставить их может только один производитель). Исключением является рисперидон, для которого в новом объявлении не изменились ни количество, ни объем обеспечения, хотя причиной отмены предыдущих торгов стал вопрос цены.
Необходимо также обратить внимание на закупку соматропина, который вынесен единственным лотом. Объявление о закупке препаратов соматропина было сделано еще в июне, однако торги до сих пор не состоялись. Дата раскрытия результатов торгов перенесена, поскольку выявлено нарушение со стороны заказчика, а именно в первичном варианте документации конкурсных торгов заказчиком установлена двойная ответственность поставщика (победителя процедуры закупки) в случае задержки поставки товара более чем на 30 календарных дней. Поскольку согласно законодательству никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и тоже правонарушение, заказчик внес соответствующие изменения в документацию конкурсных торгов и процедура закупки уже возобновлена.
По некоторым программам закупки лекарственных средств торги также уже должны были завершиться, однако дата раскрытия изменена на более позднюю, включая закупку онкологических препаратов (взрослые), препаратов для лечения рассеянного склероза и противотуберкулезных препаратов. Ранее процедура их закупки была приостановлена в связи с подачей жалоб в АМКУ, которые в результате все же не были удовлетворены, и торги, соответственно, возобновились.
ИТОГИ
Одной из частых причин отмены торгов является то, что цены наиболее выгодного предложения превышает суму, предусмотренную заказчиком. В новых объявлениях в большинстве случаев этот аспект учтен. По некоторым лотам заявленной форме выпуска и дозировкам отвечает только 1 лекарственное средство с задекларированной оптово-отпускной ценой, при этом другие дозировки не включены в список лотов. Касательно многих лотов предмет закупки может обеспечить только один производитель, что нарушает один из принципов осуществления закупок — ограничение конкуренции.
Также в разъяснениях о причине отмены торгов часто фигурируют такие: на участие в торгах подано менее 2 конкурсных позиций, отменены все конкурсные предложения, к оценке допущено менее 2 участников. То есть причиной отмены становится несоответствие предложений некоторых участников условиям документации конкурсных торгов.
Таким образом, можно отметить, что причина несыграных торгов, закладывается еще на этапе составления лотов в тендерных объявлениях и условий торгов.
Екатерина Дмитрик

Ответить

Вернуться в «Украина»