Реклама лекарственных средств для потребителей: проблемы, которые встречаются на практике

Ukraine
Ответить
News
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 10 июн 2014 20:49

Реклама лекарственных средств для потребителей: проблемы, которые встречаются на практике

Сообщение News » 06 авг 2014 22:07

Реклама лекарственных средств для потребителей: проблемы, которые встречаются на практике

Если Вы смотрите телевизор, Вы наверняка заметили, что большую часть рекламы занимает реклама лекарственных средств. По моим приблизительным подсчётам (не претендующим на высокую точность) реклама лекарственных средств занимает более половины рекламного времени.
Отношение к данному явлению в обществе далеко не однозначное. Есть ярые сторонники запрета рекламы лекарственных средств, как таковой, и не менее ярые оппоненты, которые уверены, что от запрета рекламы данной категории товаров принесет больше вреда, чем пользы.
Целью данной статьи не является поддержать одну из сторон этого противостояния. Давайте просто посмотрим как сегодня урегулирована реклама лекарственных средств и какие проблемы возникают на практике.
Сразу хочу оговорится, что в данной статье не удастся охватить, все проблемы, связанные с рекламой лекарственных средств, потому, что данный вопрос по объему тянет на монографию. Здесь мы сможем рассмотреть лишь самые распространенные проблемы, которые касаются классических случаев рекламы на широкую аудиторию или, как говорит нам законодательство: «на неограниченный круг лиц».
Реклама в Украине регулируется Законом Украины «О рекламе» (далее - Закон). В данном Законе рекламе лекарственных средств отведена отдельная статья – статья 21.
В первую очередь стоит отметить, что в Украине разрешена реклама далеко не всех лекарственных средств. Рекламировать можно лекарственные средства, которые отвечают одновременно следующим критериям:
1. Зарегистрированы в Украине;
2. Отпускаются без рецепта врача;
3. Не внесены в список лекарственных средств, запрещенных к рекламированию, который утверждает Министерство здравоохранения Украины.
Далее законодатель устанавливает ряд обязательных требований и ограничений к рекламе лекарственных средств.
Так, законодательством установлены требования, в соответствии с которыми реклама лекарственных средств должна обязательно содержать объективную информацию о лекарственном средстве и осуществляться так, чтобы было понятно, что приведенное сообщение является рекламой и что рекламируемый товар является лекарственным средством.
Законодательство также предусматривает обязательность отображения в рекламе лекарственных средств требования о необходимости консультации с врачом перед применением лекарственного средства и рекомендацию относительно обязательного ознакомления с инструкцией к применению, которая прилагается к лекарственным средствам, а также текст предупреждения «Самолечение может быть вредным для Вашего здоровья», которое должно занимать 15% площади (длительности) рекламы.
Больше всего места в статье 21 Закона отведено запретам относительно содержания рекламы лекарственных средств.
В частности, в Украине запрещена:
Реклама лекарственных средств, содержащая ссылки на терапевтический эффект относительно заболеваний, которые не поддаются или тяжело поддаются лечению;
Реклама, содержащая информацию, которая создает впечатление, что при применении лекарственного средства консультация специалиста не является необходимой;
Реклама, которая содержит информацию, о том, что врачебный эффект от лекарственного средства является гарантированным;
Реклама, которая содержит изображения человеческого тела или его частей, подвергшихся заболеваниям или ранениям;
Реклама, содержащая утверждения, которые способствуют развитию страха заболеть или ухудшить свое здоровье вследствие неприменения лекарственного средства;
Реклама лекарственных средств, содержащая ссылки на такие лекарственные средства как наиболее эффективные, наиболее безопасные, исключительные в плане побочных эффектов;
Реклама, которая содержит сравнения с иными лекарственными средствами с целью усиления рекламного эффекта;
Реклама, которая содержит ссылки на конкретные случаи удачного применения лекарственного средства;
Реклама, которая содержит рекомендации или ссылки на рекомендации медицинских работников, ученых, медицинские учреждений и организаций, относительно рекламируемых лекарственных средств;
Реклама, которая содержит специально выраженные благодарности, благодарственные письма, отрывки из них с рекомендациями, рассказами о применении и результатах действия рекламируемых лекарственных средств от отдельных личностей;
Реклама лекарственных средств, которая содержит изображения или упоминания имен популярных людей, героев кино -, теле - и анимационных фильмов, авторитетных организаций;
Реклама, содержащая информацию, которая может ввести потребителя в заблуждение относительно состава, происхождения, эффективности, патентной защищенности лекарственного средства;
Реклама лекарственных средств с участием врачей и других профессиональных медицинских работников, а также лиц, внешний вид которых имитирует внешний вид врачей;
Реклама лекарственных средств, содержащая информацию, которая позволяет допустить, что лекарственное средство является пищевым, косметическим или другим потребительским товаром или, что безопасность или эффективность этого средства обусловлена его естественным происхождением.
На первый взгляд все выглядит вполне понятным и определенным, но, как водится, на практике встречается ряд подводных камней.
Так, у некоторых заказчиков рекламы возникает желание сделать предупреждение о самолечение в видеоролике, отобразив лишь белые конуры букв, или разметить надпись не в нижней части экрана, а слева или справа, изменив ориентацию текста, что делает предупреждающую надпись трудночитаемой. Существующая норма не дает однозначных оснований, чтобы сделать вывод относительно незаконности такого подхода.
Рекомендация обязательно ознакомится с инструкцией и проконсультироваться с врачом, как правило, наносится настолько мелким шрифтом, что ее наличие теряет всякий смысл.
В части ограничений, также немало вопросов.
Так, запрет ссылаться на терапевтический эффект относительно заболеваний, которые трудно поддаются лечению, звучит вполне логично, но на практике возникают проблемы с определением таких заболеваний. Медицина не стоит на месте, то от чего 100 лет назад умирали, сегодня лечится банальными лекарствами, которые присутствуют у каждого в домашней аптечке. Было бы здорово иметь под рукой периодически обновляемый перечень таких заболеваний утвержденный Министерством здравоохранения Украины.
Также большой вопрос вызывает запрет утверждений о гарантированности лечебного эффекта. Существует разное понимание того, как выражается гарантированность эффекта. В частности, единственный судебный прецедент по данному вопросу, свидетельствует, что гарантированность эффекта может выражаться в использовании таких слов как «вылечит» и «поможет». Для меня такой вывод является весьма спорным.
Также интересен запрет на изображение поврежденных, в следствие заболевания, органов и частей человеческого тела. Мы часто можем наблюдать это явление в рекламе лекарственных средств для лечения заболеваний печени и легких. На сегодняшний день это стало возможным благодаря тому, что контролирующее органы не рассматривают схематическое изображение изменённых органов как нарушение. При этом такой вывод можно сделать, исключительно опираясь на то, что за долгие годы правоприменительной практики отсутствуют прецеденты привлечения к ответственности за данные действия, что не является гарантией, что такой прецедент не появится в будущем. Как любой юрист, когда мне не удается найти ответ в законодательстве, я обращаюсь к так называемому «духу закона». Это почти шаманский ритуал, когда юрист пытается понять какой смысл хотел вложить законодатель в ту или иную норму, а главное – какую цель он (законодатель) преследовал. Относительно данного запрета, на мой субъективный взгляд, законодатель преследовал цель ограничить возможность выпуска рекламы, которая страшными изображениями поврежденных органов нагоняла бы страх на потребителя, побуждая его воспользоваться рекламируемым лекарственным средством.
Кроме того, не однозначен запрет на использование в рекламе популярных людей. Совершенно не ясно как определить где грань, когда человек становится популярным. К тому же, что делать, если актер, который снялся в рекламе лекарственного средства, также снялся в сериале и стал безумно популярным.
Снова обращаясь к духу закона, считаю, что популярным является человек известный широкой общественности и который обладает определённым кредитом доверия этой общественности и может побудить людей последовать его примеру, который демонстрируется в рекламе. Как видим, не смотря на достаточно жесткое регулирование и длительную правоприменительную практику, в вопросах рекламы лекарственных средств еще достаточно большое количество белых пятен, которые, надеемся, будут устранены в будущем.

Ответить

Вернуться в «Украина»