Европейская интеграция фармацевтической отрасли Украины: достижения и перспективы

Ukraine
Ответить
News
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 10 июн 2014 20:49

Европейская интеграция фармацевтической отрасли Украины: достижения и перспективы

Сообщение News » 03 июл 2014 21:42

Европейская интеграция фармацевтической отрасли Украины: достижения и перспективы
3 апреля 2014 г. в гостинице «Русь» (Киев) состоялся круглый стол на тему «Европейская интеграция фармацевтической отрасли Украины», организованный Государственным учебным центром по надлежащей производственной/дистрибьюторской практике (GMP/GDP-центр) при поддержке Государственной службы Украины по лекарственным средствам (далее — Гослекслужба Украины). В мероприятии приняли участие представители парламента, МЗ, ГП «Государственный экспертный центр МЗ Украины» (ГЭЦ), а также компаний — производителей и дистрибьюторов лекарственных средств, профильных ассоциаций и СМИ.
Открывая круглый стол, Денис Гурак, директор GMP/GDP-центра, отметил, что более чем 10 лет назад Украина выбрала стратегический путь евроинтеграции в фармацевтической отрасли. На протяжении этого времени осуществлялись гармонизация отечественного законодательства с европейским и реформирование отрасли. Некоторые инициативы оказались успешными, некоторые — сомнительными, а некоторые еще даже не начинались. Сегодня Украина нуждается в дальнейших изменениях законодательства и имплементации европейских подходов в регуляции отрасли. Необходимо критически оценить все успехи и неудачи, а также рационально отнестись к определению дальнейших приоритетов. Д. Гурак подчеркнул, что отечественная фармацевтическая отрасль является одной из наиболее зарегулированных. К этому также добавляется и проблема несогласованности нормативных актов между собой. Однако специфика и цель регулирования, а именно обеспечение доступности безопасных, качественных и эффективных лекарственных средств, требуют наличия большого количества процедур и их жесткого соблюдения.
Специальным гостем мероприятия стала Зофия Ульц, руководитель Главного фармацевтического инспектората Республики Польша, которая осветила вопросы лицензирования импорта в странах ЕС. Она отметила, что перед присоединением Украины к международной Системе сотрудничества фармацевтических инспекций (Pharmaceutical inspection cooperation scheme — PIC/S) исполнительным комитетом этой организации были проведены аудиты отечественного регуляторного органа, а также изучена нормативно-правовая база в сфере обращения лекарственных средств. По результатам этих проверок отмечено, что в Украине отсутствует процедура лицензирования компаний — импортеров лекарственных средств, существующая в ЕС. Украинская сторона пообещала закрепить законодательно данное положение, что и произошло в 2013 г.
В соответствии с европейским законодательством импорт препаратов — деятельность, связанная с ввозом таковых из стран, не являющихся членами ЕС или Европейской ассоциации свободной торговли (European Free Trade Association). Деятельность по импорту включает хранение и контроль качества при выпуске серии лекарственных средств и их продаже.
Импортер несет ответственность за качество, эффективность, безопасность фармацевтической продукции, а в случае необходимости — за ее отзыв.
Эксперт отметила, что для получения лицензии на импорт лекарственных средств лицензиат должен обеспечить соответствие деятельности по импорту требованиям надлежащей производственной практики (Good Manufacturing Practice — GMP), в частности, — убедиться, что ввозимые продукты имеют документы, подтверждающие, что они производятся в соответствии со стандартами GMP. Импортер также берет на себя обязательство обеспечивать поддержание надлежащих условий транспортировки согласно данному стандарту и документально подтвердить это. Каждая серия импортного готового продукта должна пройти сертификацию Уполномоченным лицом импортера перед выпуском в продажу.
В Польше до 2014 г. фармацевтические компании одновременно имели лицензию как на производство, так и на импорт лекарственных средств. Однако с этого года будет выдаваться одна лицензия на производство/импорт препаратов, поскольку законодательство ЕС не предусматривает для производителей наличия специальной лицензии на импорт упомянутой продукции.
По словам Инны Демченко, первого заместителя председателя Гослекслужбы Украины, в нашей стране предусмотрено поэтапное введение норм лицензирования импорта, и в полной мере они будут введены с 1 марта 2016 г. Постепенное ужесточение требований к импортеру позволит отойти от действующего на данный момент государственного контроля качества лекарственных средств, осуществляемого импортером, и выпуска серии Уполномоченным лицом импортера при ввозе к контролю качества, осуществляемому Уполномоченным лицом импортера препаратов. При этом Гослекслужба Украины по-прежнему будет проводить все остальные мероприятия по осуществлению государственного контроля качества лекарственных средств.
Елена Нагорная, генеральный директор ГЭЦ, представила доклад на тему «Евроинтеграция и деятельность ГЭЦ. Достижения и перспективы».
Директива 2001/83/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС — основополагающий документ, в соответствии с которым проходит гармонизация национального законодательства по регулированию обращения лекарственных средств с европейским. Гармонизация нормативно-правового регулирования системы регистрации препаратов была начата еще в 2000 г.
На сегодня регуляторные требования к регистрации, принятые в Украине, разработаны в соответствии с директивами ЕС, руководствами Европейского агентства по лекарственным средствам (European Medicines Agency), Международной конференции по гармонизации требований к качеству лекарственных средств (International Conference on Harmonisation of Technical Requirements for Registration of Pharmaceuticals for Human Use), рекомендациями ВОЗ.
16.04.2013 г. вступил в силу приказ МЗ от 04.01.2013 г. №3, которым утверждена новая редакция Порядка проведения экспертизы регистрационных материалов на лекарственные средства, отдельно выделено положение о Квалификационной комиссии МЗ Украины, а также отменено действие ряда приказов профильного министерства в сфере регистрации лекарственных средств и медицинских иммунобиологических препаратов, положения которых в целом вошли в новый порядок экспертизы.
Следует отметить, что приказом унифицированы процедуры экспертизы регистрационных материалов; определены сроки обработки и прохождения документов в профильном министерстве, Квалификационной комиссии МЗ Украины и ГЭЦ, а также их взаимодействие. Информация относительно состояния прохождения экспертиз заявлений и материалов регистрационного досье, а также соответствующие заключения ГЭЦ вносятся в электронную базу данных. Документ устанавливает единые подходы к регистрационным материалам производителей разных стран: в соответствии с европейскими требованиями приоритетом предоставления регистрационных материалов является формат общего технического документа (при этом планируется постепенный отход от формата регистрационного досье, состоящего из 4 частей), терминология приведена в соответствие с определениями, рекомендованными ВОЗ. Четко определены сроки прохождения этапов экспертизы (первичной, предварительной и специализированной). Требования доказательства эквивалентности генерических препаратов (взаимозаменяемости) гармонизированы с современной мировой практикой. Также определены критерии и порядок проведения дополнительных исследований во время экспертизы материалов на регистрацию/перерегистрацию препарата; введены новые типы заявлений и определены особенности регистрации: по гибридному заявлению, заявлению на регистрацию препаратов ограниченного применения (препаратов-сирот), лекарственных средств в форме in bulk и фасовки из формы in bulk. Определены структура регистрационного досье и порядок проведения экспертизы для подобных биологических лекарственных средств (биосимиляров), традиционных и гомеопатических препаратов, введен упрощенный порядок проведения экспертизы препаратов для лечения туберкулеза, ВИЧ/СПИДа, вирусных гепатитов и орфанных заболеваний.
Учитывая то, что в Украине в основном регистрируют генерические препараты, особое внимание во время экспертизы регистрационных досье на такую продукцию уделяется доказательству эквивалентности генериков оригинальным лекарственным средствам, которое должно основываться на данных исследования биоэквивалентности (фармакокинетики), фармакодинамики или сравнительных клинических исследований, требования к объему которых регламентированы как европейскими руководствами, так и действующим законодательством Украины.
Е. Нагорная подчеркнула, что законодательная база относительно регистрации генерических лекарственных средств полностью адаптирована к требованиям «строгих» регуляторных органов как с точки зрения проведенных исследований, так и с точки зрения выбора объектов для них. Подходы к выбору референтных лекарственных средств отвечают рекомендациям ВОЗ.
По мнению докладчика, в Украине отсутствует системный поэтапный подход к внедрению регуляторных норм в сфере обращения лекарственных средств с учетом европейских норм, и решить ее можно с помощью постоянного диалога по вопросам сопровождения процедур их имплементации с компетентными регуляторными органами. Также необходимо постепенно переориентировать систему регистрации с осуществления надзора за соответствием лекарственного средства на внедрение подходов по оценке и минимизации рисков при применении препаратов, а в ГЭЦ необходимо внедрять принципы надлежащей регуляторной практики.
Что же касается гармонизации в системе фармаконадзора, то по результатам аудита, проведенного в 2012 г. экспертами по управленческим наукам для здоровья (Management Sciences for Health) Агентства США по международному развитию (United States Agency for International Development) признано, что система фармаконадзора Украины является наилучшей среди 40 стран, где проводился аналогичный аудит.
Подводя итог, Е. Нагорная подчеркнула, что на пути гармонизации украинского законодательства с европейским первоочередной задачей является внесение изменений в Закон Украины «О лекарственных средствах» либо создание его новой редакции.
И. Демченко сообщила, что на последнем заседании Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения было принято решение о создании рабочей группы для обновления нормативной базы и разработки новой редакции упомянутого выше закона. По словам первого заместителя председателя Гослекслужбы Украины, ее состав уже сформирован, а в основу новой редакции названного закона будет положена Директива 2001/83/ ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС с учетом национальных особенностей.
Ольга Лемец, директор киевского подразделения дистрибьюторской компании «БаДМ», отметила, что негативно влияют как на дистрибьюторов, так и на малый и средний бизнес в Украине следующие вопросы, требующие немедленного решения:
аннулирование лицензии компании в целом в случае нарушения Лицензионных условий ведения хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами (далее — Лицензионные условия) в одном из структурных подразделений;
отсутствие легальной возможности доставки препаратов маломобильным слоям населения;
запрет реализации лекарственных средств после окончания срока регистрации;
неопределенный срок заморозки лекарственных средств в случае поступления распоряжений о временном запрете реализации препаратов и помещения их в карантин.
Интеграция законодательства Украины с требованиями ЕС должна предусматривать не только введение требований ЕС в законодательство Украины, но и пересмотр и отмену неактуальных, необоснованных, устаревших требований. Так, по словам выступающей, требуют пересмотра, актуализации, четкого однозначного толкования требований:
приказ МЗ Украины от 16.09.2011 г. № 595, который определяет требования к контролю качества и порядку обращения медицинских иммунобиологических препаратов;
приказ МЗ Украины от 08.07.2004 г. № 349, определяющий правила утилизации и уничтожения некачественных лекарственных средств;
приказ МЗ Украины от 15.05.2006 г. № 275, которым утверждена инструкция по соблюдению санитарно-противоэпидемического режима в аптечных учреждениях.
Как отметила О. Лемец, требуют согласования Лицензионные условия по импорту лекарственных средств с Лицензионными условиями и приказом МЗ Украины от 30.10.2001 г. № 436 «Об утверждении Инструкции о порядке контроля качества лекарственных средств во время оптовой и розничной торговли»; а также Лицензионные условия с Руководством «Надлежащая практика дистрибуции», Ст-н МЗ Украины 42–1.0:2014.
И. Демченко сообщила, что согласно Лицензионным условиям оптовая торговля лекарственными средствами должна осуществляться с соблюдением действующих руководств по надлежащим практикам дистрибьюции и хранения, гармонизированных с законодательством ЕС.
В связи с тем что была опубликована новая редакция Руководства «Надлежащая практика дистрибуции», уже с этого квартала инспекторами Гослекслужбы Украины будут осуществляться проверки соответствия оптовых компаний требованиям данного руководства.
Сергей Сур, директор по исследованиям и разработкам Корпорации «Артериум», представил статистику распоряжений Гослекслужбы Украины о запретах реализации лекарственных средств в 2012–2013 гг. Из выданных 2563 распоряжений 781 (30%) было отменено, при этом их общее количество на протяжении последних 3 лет увеличивается. В последние годы в Украины внедрялись такие инструменты, как надлежащие практики, система управления рисками, новые требования к фармацевтической разработке и т.д, но тем не менее Гослекслужба Украины продолжает широко использовать практику запретов реализации лекарств на основании заключений лабораторий. Однако результаты программ профессионального тестирования лабораторий и значительное количество отмененных распоряжений о запрете реализации препаратов свидетельствуют о высоких рисках получения лабораториями Гослекслужбы Украины как ложноотрицательных, так и ложноположительных результатов, что говорит о невысоком уровне надежности и правильности таковых.
В то же время требования к оснащению, квалификации персонала постоянно повышаются. Стоимость лабораторного контроля возрастает, он становится самым дорогим элементом государственного контроля качества лекарственных средств. Но роль системы обеспечения качества фармацевтического предприятия так и остается незначительной. С. Сур отметил, что в текущей ситуации система государственного контроля качества должна быть экономной и эффективной. Количество государственных лабораторий территориальных органов Гослекслужбы Украины следует уменьшить, а их уровень работы повысить. По его словам, это приведет к сокращению штата Гослекслужбы Украины на 30–40%, при этом затраты регуляторного органа могут быть снижены на 60%.
Комментируя выступление докладчика, З. Ульц подчеркнула, что в Польше сегодня действуют 3 государственные лаборатории по контролю качества лекарственных средств и 20 частных. Кроме того, 250 фармацевтических производителей имеют свои лаборатории.
Как отметила И. Демченко, увеличение количества распоряжений о запрете реализации препаратов в последнее время связано с так называемым львовским фальсификатом, когда на нелицензированном складе было выявлено более 800 серий лекарственных средств без документов. Что касается лабораторного контроля, то 13 региональных лабораторий по контролю качества препаратов Гослекслужбы Украины были полностью переоборудованы, остальные проводят только рутинный анализ основных показателей. Сотрудники лабораторий составляют лишь треть штата Гослекслужбы Украины.
На сегодня в нашей стране отсутствует лаборатория, которая могла бы проводить анализ препаратов крови и ее компонентов. Только 1 лаборатория (в структуре ГЭЦ) способна проводить анализ вакцин, и то не по всем показателям.
Менон Унни Парамбат Раманан, президент Ассоциации индийских фармацевтических производителей в Украине (Indian Pharmaceutical Manufacturers&apos Association — IPMA), отметил, что Индия по объему производства генериков занимает 3-е место на мировом рынке: если в 2006 г. он составлял 13 млрд дол. США, то в 2011 г. — уже 20 млрд дол., а к концу текущего десятилетия этот показатель ожидается на уровне 75 млрд дол.
По словам Сергея Заболотного, специалиста по вопросам качества «Ranbaxy Laboratories Limited», фальсификация препаратов является большой проблемой для Индии. Так, например, в 2009 г. правительством Нигерии выявлена партия фальсифицированной продукции с маркировкой «Сделано в Индии». После отcлеживания цепочки поставок выяснилось, что груз принадлежит Китаю. В связи с этим правительство Индии приняло решение о внедрении двухмерного штрих-кода на всех уровнях упаковки, используемой в фармацевтической промышленности в соответствии со стандартом GS1, сохраняя при этом цель предотвратить проникновение фальсифицированной продукции на рынок.
Преимущества проекта очевидны. Это защита пациентов за счет обеспечения безопасности продукта; повышение доверия врачей, фармацевтов, пациентов; возможность отслеживания и контроля в цепи поставок; борьба с фальсификацией лекарственных средств; автоматическое выявление продуктов с истекшим сроком годности; более эффективный отзыв продукта с рынка; возможность получения компаниями информации о спросе на продукцию и управление запасами, эффективности экспедиции и управление дистрибьюцией; повышение эффективности процесса реимбурсации. Однако при внедрении системы не обошлось без организационных и технических сложностей. К первым относятся: невозможность поставки до получения разрешений на нанесение маркировки, необходимость наличия дорогостоящего оборудования, что требует значительных инвестиций.
Технические сложности: низкая операционная эффективность при производстве; искажение печати при нанесении на выпуклые поверхности; из-за блестящей поверхности блистера или повреждения сканеры не в состоянии распознать код; небольшие размеры при нанесении на первичную упаковку (блистер, ампулы, флаконы). Слушателям были продемонстрированы примеры нанесенного двухмерного штрих-кода на первичную, вторичную и третичную упаковки лекарственных средств.
О внедрении данного проекта в Украине рассказал Андрей Захараш, заместитель председателя Гослекслужбы Украины. Он отметил, что представители отечественной фарм¬отрасли активно сотрудничают с европейским сообществом. Согласно Решению Совета Европы 18 марта 2013 г. Украина стала 38-м членом Европейской Фармакопеи. 25–26 марта 2014 г. делегация из нашей страны приняла участие в работе очередной 148-й сессии Комиссии Европейской Фармакопеи на базе Европейского директората по качеству лекарственных средств и здравоохранению Совета Европы (European Directorate for the Quality of Medicines — EDQM) в Страсбурге, Франция. Одним из актуальных вопросов, который был рассмотрен во время сессии, стало утверждение кандидатур новых членов экспертных и рабочих групп фармакопейной комиссии. Впервые были утверждены кандидатуры экспертов, представляющих Украину, в группе 1 — «Биологические методы и статистический анализ» (Biological methods and statistical analysis), группе 12 — «Дозированные формы и методы лекарственных дозированных форм» (Dosage forms and dosage form methods); рабочей группе по тесту «Бактериальные эндотоксины» («Вacterial endotoxin test working party»). Также в рамках сессии состоялась встреча А. Захараша со Сьюзан Кейтель, руководителем EDQM, во время которой обсуждались вопросы внедрения в Украине автоматизированной системы отслеживания в обращении лекарственных средств посредством нанесения уникального двухмерного матричного штрих-кода стандарта GS1 на каждую упаковку препарата в рамках реализации проекта Совета Европы «еТАСТ» и Директивы 2011/62/ЕС от 08.06.2011 г. «О внесении изменений в Директивы 2001/83/ЕС кодекса Сообщества, связанного с лекарственными средствами для применения человеком, по предотвращению поступления в легальную сеть поставки фальсифицированных лекарственных средств», вступившей в силу в 2013 г.
Система отслеживания в обращении лекарственных средств, по мнению выступающего, поможет решить целый ряд актуальных для нашей страны вопросов. Это не только обеспечит нахождение на рынке исключительно качественных лекарственных средств, но и в случае внедрения реимбурсации предоставит возможность контроля движения каждой упаковки лекарственного средства от производителя к пациенту. Она также позволит контролировать процесс отзыва и утилизации опасных лекарственных средств, полностью изымать некачественную продукцию из обращения на протяжении считанных часов, блокировать сомнительные каналы распространения некачественных препаратов, контролировать производство, получая информацию о том, когда и кем произведен препарат, каков его конечный срок реализации. Очевидна и польза для потребителя — каждый пациент сможет проверить подлинность лекарственного средства в территориальном органе Гослекслужбы Украины.
Поэтапное внедрение данной системы планируется завершить в 2017 г. В первую очередь (2014 г.) система будет введена в информационную среду Гослекслужбы Украины. Это предполагает создание базы данных, в которую будет вноситься информация о маркировке внешней упаковки лекарственных средств производителями и дистрибьюторами. На данном этапе для пилотной эксплуатации системы отслеживания лекарственных средств в обращении планируется привлечь отечественные и зарубежные фармацевтические компании-производители к участию в этом процессе. На сегодня с Гослекслужбой Украины активно сотрудничает ЗАО «Фармацевтическая фирма «Дарница», ТОВ «БаДМ», некоторые индийские и турецкие компании. В 2014 г. к системе будут подключены производители и оптовые компании, а в 2015 г. планируется внедрить ее в аптеках и лечебно-профилактических учреждениях.
Подводя итоги круглого стола, Д. Гурак отметил, что необходимо и дальше продолжать обсуждение таких вопросов, как стратегия развития фармацевтической отрасли Украины, необходимость в продолжении ее реформирования в контексте гармонизации отечественного законодательства с таковым ЕС, внедрение мировых стандартов регулирования обращения лекарственных средств. Он предложил проводить такие встречи на регулярной основе.

Ответить

Вернуться в «Украина»