Украинские фармкомпании не раскрывают финпоказатели

Ukraine
Ответить
Dima
Сообщения: 45
Зарегистрирован: 16 мар 2012 10:31

Украинские фармкомпании не раскрывают финпоказатели

Сообщение Dima » 04 апр 2012 14:16

В Украине впервые составлен Индекс прозрачности фармацевтических компаний на основе оценки их сайтов. Как выяснилось, в большинстве случаев там оказалось невозможно найти информацию о финансовых и нефинансовых показателях, руководителях и их контактах. А у четырех компаний нет и самих сайтов.


В Украине впервые составлен Индекс прозрачности 20 крупнейших фармацевтических компаний. Для этого Центр "Развитие КСО" провел оценку сайтов компаний на предмет раскрытия информации и активностей в сфере корпоративной социальной ответственности.

Для исследования выбрали 20 крупнейших компаний по данным обзора фармацевтического рынка Украины аналитиками SMD (2011 год).
Как оценивали
Оценивали сайты компаний по методологии Индекса прозрачности, разработанной компанией Beyond Business (Израиль).

Оценка выставлялась по 4 критериям: Отчетность (наличие нефинансового отчета) — 40% от общего результата. Прозрачность (раскрытие информации по ключевым сферам КСО) — 35% от общего результата. Навигация (уровень легкости доступа читателя к любой информации о КСО компании) — 10% от общего результата. Доступность (потенциальная доступность веб-сайта с точки зрения различных аспектов — языка, наличия контактной информации, доступности для людей с ограниченными возможностями — 15% от общего результата.
Нефинансовый отчет есть только у одной компании

Как отмечают авторы исследования, фармацевтический рынок Украины характеризуется непрестанной тенденцией к росту — 12-17% ежегодно и на сегодня он является вторым по объему среди стран СНГ. При этом ситуация с социальной ответственности украинского фармацевтического рынка оставляет желать лучшего. По результатам Индекса, средний уровень раскрытия информации по КСО на сайтах компаний составил лишь 10%.

Так, только одна компания из двадцати имеет нефинансовый отчет. Это корпорация "Артериум". Она и стали лидером Индекса прозрачности. На сайте компании есть описание деятельности в сфере охраны окружающей среды, развития общин и собственного персонала, работы с потребителями и поставщиками.

Но между лидером и остальными компаниями получился очень большой разрыв.

Уровень освещения деятельности компаний в основных сферах КСО является достаточно низким, а некоторые сферы вообще остаются нераскрытыми.

Только 6 компаний из 20 — "Артериум", Actavis Ukraine, Bayer Ukraine, GlaxoSmithKline, "Дарница" и "Никомед" — имеют на сайте специальный раздел, посвященный корпоративной социальной ответственности.

В этих разделах все они, за исключением Actavis Ukraine, рассказывают о деятельности по развитию и поддержке общин. О работе с персоналом рассказывают 3 компании — Actavis Ukraine, "Артериум" и "Никомед". А о защите окружающей среды — всего две Bayer Ukraine и "Артериум".

Зато 45% компаний уделяют значительное внимание описанию своей продукции. А вот о финансовых результатах их деятельности посетители сайтов фармакологических компаний узнать не имеют возможности, поскольку в большинстве случаев, такая информация отсутствует.

Лишь 3 компании — "Артериум", "Гедеон Рихтер" и "Дарница" сообщают информацию о своем руководстве.

А вообще отсутствуют сайты у четырех компаний — Novartis Ukraine, KRKA Ukraine, "ИнтерХим Украина", Omega Pharma Ukraine.
В штаб-квартирах все в порядке

При этом, если посмотреть на международные тенденции, то среди международных фармацевтических компаний немало лидеров в сфере КСО. И среди них есть и те материнские компании, представительства которых работают в Украине.

"В частности, швейцарская компания Novartis была названа наиболее ответственной компанией 2011 года в фармацевтическом секторе по версии издания Fortune, — отметила Марина Сапрыкина, глава Центра "Развитие КСО". — А Novartis Ukraine в Индексе прозрачности и подотчетности не получила ни одного балла, так как у нее нет сайта. Видите, где украинское продразделение и где штаб-квартира".

Такой контраст не единственный. Фармацевтические компании Bayer, Sanofi, GlaxoSmithKline, имеющие подразделения в Украине, так же признаны на глобальном уровне социально ответственными — они включены в Индекс устойчивого развития Доу Джонса за 2011 год. "В штаб-квратирах все хорошо, в Украине еще необходимо много работать", — заключила Марина Сапрыкина.
Приоритетны профилактика заболеваний и этика

Сложная экономическая ситуация заставила многие компании и в своей КСО-стратегии пересмотреть приоритеты, от чего-то отказаться, например, от благотворительности. Говоря о международных трендах Марина Сапрыкина отметила, что действительно, сейчас многие уходят из благотворительности, потому что кризис научил компании, что они должны заниматься развитием громад и тем что связано с их продуктами и услугами.

"Для меня эталоном в этом вопросе является компания Novo Nordisk, — сказала она. — У этой датской компании, которая занимается производством и продажей инсулина, основная программа — борьба с сахарным диабетом. И эта программа помогла им завоевать полрынка Китая". Подобные проекты профилактики заболеваний и могут быть сегодня ключевыми в сфере КСО для фармацевтических компаний.

Второй главный аспект в политике КСО для фармацевтов — это этика. Например, та же компания Novo Nordisk разработала и разместила у себя на сайте специальную игру по этой теме. Каждый, зайдя на сайт, может оценить свои знания по этой теме. Причем игра разделена на две составляющих. Первая — этика в отношениях — в школе, в университете. Вторая — этика между компанией и врачами.

"Во всем мире есть кодексы для фармацевтических компаний — в одних случаях их выполнение контролируется государством, в других — компании сами заключают между собой и другими игроками рынка правила игры и жестко им следуют, — заметил Сергей Сошинский, президент фонда "Здоровье украинского народа". — На фармацевтическом рынке Украины по поводу этических кодексов действует принцип "хочу — не хочу".


Но все-таки, по его мнению, международный тренд все более повышенного внимания к вопросам социальной ответственности бизнеса и требования штаб-квартир коснуться и Украины. "Вот, правда, не уверен, что мы увидим публичные финансовые отчеты фармацевтов", — замечает он.

На что Марина Сапрыкина заметила, что если речь идет о социальной ответственности бизнеса- то это дело добровольное , и речь тут скорее всего должна вестись о нефинансовых отчетах и их публичности.
Утилизация лекарств из домашних аптечек

Если говорить о том, какие реальные социальные программы возможно ожидать от фармацевтических компаний в ближайшее время, Сергей Сошинский рассказал об одном проекте, находящемся в стадии подготовки. Ее инициирует фонда "Здоровье украинского народа", которые на данный момент ведет переговоры с аптечными сетями и производителями медицинских препаратов.

Это будет проект по утилизации лекарственных средств, которые выбрасывают люди из домашних аптечек. Планируется, что с запуском проекта, просроченные лекарства можно будет не выбрасывать в мусор, а сдавать их в аптеку. А взамен получить существенную скидку от 20% до 50% на набор лекарств для домашней аптечки. По словам Сергея Сошинского, фармкомпании готовы поддержать стоимость утилизации препаратов, которые будут принесены в аптеки.

Выброшенные в мусор лекарства опасны для животных, детей, они попадают в почву и воду. В мире раздельная утилизация мусора — норма, чего в Украине пока что нет. Правда, уже начали принимать на утилизацию батарейки. Вот теперь будут лекарства, сказал Сергей Сошинский.

Еще одна инициатива — так как Индекс прозрачности показал очень низкий уровень осведомленности компаний медико-фармацевтического сектора с темой корпоративной социальной ответственности фонд "Здоровье украинского народа", Центр "Развитие КСО" и издательство "Морион" проведут образовательные мероприятия. Первое из них состоится 19 апреля.

Индексе прозрачности фармкомпаний Украины

Место Название компании Результат Процент открытости
1 Артериум 90 45
2 Дарница 27 13,5
3 Никомед 27 13,5
4 GlaxoSmithKline Ukraine 25 12,5
5 Actavis Ukraine 23 11,5
6 Bayer Ukraine 23 11,5
7 Гедеон Рихтер 23 11,5
8 Sanofi Ukraine 22 11
9 Борщаговский ХФЗ 21 10,5
10 Menarini Group Ukraine 20 10
11 Servier Ukraine 20 10
12 Компания "Здоровье" 20 10
13 Фармак 19 9,5
14 Heel Ukraine 19 9,5
15 Киевский витаминный завод 15 7.5
16 Teva 12 июня 12 6

Ответить

Вернуться в «Украина»