M&A

Ukraine
Ответить
Dima
Сообщения: 45
Зарегистрирован: 16 мар 2012 10:31

M&A

Сообщение Dima » 04 апр 2012 13:50

Операторы рынка говорят, что до кризиса, как минимум, пять международных фармацевтических компаний вели переговоры с украинскими игроками о возможности заключения M&A-сделок. Но за последние два года на рынке было только две сделки. В 2010 г. международная компания Martin Bauer Group (Германия), давно положившая глаз на ОАО “Лектравы” (г.Житомир), таки приобрела это предприятие.

А в начале 2011 г. крупная российская компания ОАО “Фармстандарт” купила 55% акций украинского производителя вакцин, иммунобиологических и других препаратов ПАО “Биолек”. Сейчас интерес стратегических инвесторов к отечественным фармацевтическим компаниям практически сошел на нет.БИЗНЕС решил выяснить, может ли производство фармпрепаратов в Украине в перспективе быть привлекательным для международных инвесторов и при каких условиях.
Причины пассивности
Кроме общего негативного фона, причиной которого стал разразившийся финансовый кризис, интерес потенциальных инвесторов к фармкомпаниям в большей степени погасили их собственники, выставив непомерно высокие цены на свои предприятия. Как заметил Владислав Остапенко, руководитель отдела корпоративных финансов и M&A компании “Эрнст энд Янг” в Украине, у некоторых фармацевтов — владельцев бизнеса были слишком завышенные ожидания. “Когда за компанию просят сумму, равную 5-6 ее годовым объемам реализации, — это нереалистично”, — пояснил эксперт.
Аппетиты фармацевтов на самом деле с трудом поддаются объяснению. Эксперты говорят, что одним из основных конкурентных преимуществ любой фармкомпании является производство препаратов на основании собственных разработок (см. “Фармацевт…” на стр.62). Украинские же фармацевты в основном производят генерические препараты, а доля медикаментов собственных разработок в их ассортиментных портфелях невелика.
В не меньшей степени потенциальных инвесторов сдерживают объем украинского рынка лекарственных средств (ЛС) и его динамика — сокращение темпов роста рынка в денежном выражении, невысокий уровень потребления лекарств (см. “Фармрынок”). “Украинский фармрынок с его объемом в $3,4 млрд, разумеется, менее привлекателен для инвесторов, чем, например, российский рынок, объем которого — $18 млрд”, — заметил Олег Сяркевич, директор по развитию бизнеса ПАО “Фармак” (г.Киев; производство лекарственных средств; с 1925 г., ОАО — с 1991 г.; 1,7 тыс.чел.; выручка компании в 2011 г. — 1,5 млрд грн.).
Свою отрицательную роль играют также политическая и экономическая нестабильность Украины, непоследовательность законодательной и регуляторной политики в сфере обращения ЛС, а также ожидание второй волны кризиса (см. “Эксперт — об инвестпривлекательности” на стр.62).
Резервы
Основной резерв повышения инвестиционной привлекательности фармпроизводства эксперты видят в росте украинского рынка ЛС. Толчком же к его увеличению может стать введение системы обязательного медицинского страхования, предполагающей компенсацию пациентам стоимости медикаментов (реимбурсацию).
“Потенциал украинского рынка ЛС серьезно ограничен отсутствием в Украине системы соплатежей государства и гражданина за лекарственные средства. Введение такой системы могло бы значительно увеличить спрос на современные эффективные лекарственные препараты и тем самым повысить инвестиционную привлекательность отрасли”, — отметил Иван Глушков, заместитель генерального директора по развитию холдинга Stada CIS.
Фармацевты рассказывают, что в России после введения программы дополнительного лекарственного обеспечения рынок ЛС буквально за год вырос вдвое в денежном выражении и в последующие годы продолжал активно увеличиваться. Такой рынок, разумеется, интересен инвестору, потому что, приобретая компанию, он сразу получает немалую долю рынка.Поэтому, как сказал г-н Остапенко, когда будет очевидно, что в Украине скоро (допустим, через 4-6 месяцев) будет принята система государственной компенсации расходов на ЛС, кто-то из международных фармкомпаний может приобрести украинского игрока.
Время лечит
Времени на раздумье у международных инвесторов, похоже, не так много. Многие отечественные фармацевтические компании это понимают и тратят его на повышение собственной капитализации. В частности, ПАО “Фармак” практически завершило реализацию масштабного проекта по асептическому производству медикаментов (общая стоимость — EUR40 млн), стартовавшего в 2010 г.
Также компания продолжает начатое в 2010 г. строительство в г.Шостке (Сумская обл.) предприятия по производству субстанций (действующих веществ) для выпускаемых медикаментов. Запуск производства запланирован на 2013 г., стоимость проекта — $15 млн. Олег Сяркевич отметил, что в ближайшей перспективе “Фармак” намерен реализовать еще несколько проектов, направленных на развитие компании.
ОДО “ИнтерХим” (г.Одесса; производство и реализация лекарственных средств; 6 аптек; с 1992 г.; 462 чел.) в январе 2012 г. начало строительство третьей очереди производственного участка и лабораторно-исследовательского комплекса. По данным Александра Колдакова, начальника отдела маркетинга ОДО “ИнтерХим”, реализация проекта позволит компании расширить ассортимент выпускаемой продукции до 100 наименований и существенно нарастить экспорт. Планируется, что объект будет сдан в эксплуатацию в III квартале 2013 г., а общий объем инвестиций составит 350 млн грн.
Модернизацию и развитие производства украинские фармкомпании проводят в основном за счет собственных средств, а также кредитов международных и украинских банков. Опрошенные БИЗНЕСом игроки отметили, что выделяют на эти цели 60-75% заработанных средств.Несмотря на рост процентных ставок по кредитам, производители медикаментов утверждают, что такой механизм привлечения средств, как первичное размещение акций компании на международных фондовых площадках (IPO), им невыгоден.“На данном этапе стоимость средств, полученных на IPO, для компании будет выше, чем обслуживание кредитов в банках”, — заявил г-н Сяркевич.
Как выяснил БИЗНЕС, никто из украинских фармацевтов не размещал свои акции на международных фондовых площадках. По данным Олега Кузнецова, исполнительного директора аудиторско-консалтинговой компании Kreston GCG (г.Киев; с 2001 г.; данные о количестве сотрудников не предоставлены), единственной фармацевтической компанией, разместившейся, в частности на Франкфуртской фондовой бирже, является “Дарница” (холдинговая компания Nord Star Pharmashare, Дания). “В ходе частного размещения в 2007 г. было продано 10% акций холдинга, и еще 10% было реализовано двум крупным фармацевтическим компаниям, общая выручка в ходе размещения составила около $100 млн”, — рассказал эксперт.
Господин Кузнецов считает, что крупные игроки украинского фармрынка не будут рассматривать IPO в качестве инструмента для привлечения финансовых ресурсов до тех пор, пока не уменьшится рентабельность их бизнеса или пока компаниям не будет угрожать недружественное поглощение (в том числе рейдерский захват). “В последнем случае стратеги могут обезопасить свой бизнес благодаря введению иностранного капитала посредством привлечения акционеров фондового рынка или международных банков, по договору кредитования входящих в состав акционеров предприятия”, — пояснил эксперт.
Аналитики утверждают, что пока никто из украинских фармпроизводителей не готовится к IPO, а если и станут готовиться, то не раньше, чем через 2-3 года. “Не думаю, что в ближайшие два года кто-то из украинских компаний будет делать шаги по направлению к IPO. Если это и произойдет, то не раньше, чем в 2015 г. Размещать акции на международных биржах компании, скорее всего, станут, преследуя цель продаться”, — отметил Олег Сяркевич.
Некоторые специалисты считают, что целью будущих IPO украинских фармкомпаний может быть и поглощение зарубежных предприятий. “Думаю, что если через 2-3 года украинские фармацевтические компании и будут выходить на внешние рынки заимствований, то, скорее всего, для финансирования географической экспансии — приобретения фармацевтических компаний за пределами Украины”, — сказал г-н Остапенко (см. “Эксперт — о перспективе...”).
Перспективы
Эксперты считают, что активизация интереса международных фармацевтов к украинскому лекарственному рынку неизбежна. Причем одни аналитики уверены, что материализуется этот интерес довольно скоро, другие — что не раньше, чем через 2-3 года. “Стратегический интерес крупных международных игроков к украинскому рынку сохраняется, и не исключено, что в конце 2012 г. или в 2013 г. мы увидим несколько крупных сделок в секторе фармацевтики”, — сообщил Тарас Грица, старший менеджер компании “Делойт”, Украина (г.Киев; входит в состав международного объединения фирм “Делойт Туш Томацу Лимитед”; услуги в сфере аудита, консалтинга, корпоративных финансов, управления рисками; с 1993 г.; 330 чел.).
Операторы рынка не исключают, что интерес к украинским активам будут проявлять не только российские или европейские компании, но и фармацевты из Китая. “Если крупные индийские фармкомпании уже активно приобретают активы в странах ЕС и других государствах, то китайцы присматриваются и делают первые шаги в этом направлении. И в перспективе Украина для китайских компаний может стать хорошим плацдармом для продвижения на рынок ЕС”, — уверен г-н Сяркевич.
Интересными объектами для поглощения эксперты чаще называют крупных производителей, таких как ОАО “Корпорация “Артериум”, ЗАО “Фармацевтическая фирма “Дарница”, ПАО “Фармак”. Хотя каждый инвестор руководствуется своими бизнес-целями, и ему может показаться более привлекательным небольшой, нишевой, производитель.
PS. 29 марта советник министра охраны здоровья Дмитрий Подтуркин на пресс-клубе в Министерстве охраны здоровья сообщил, что МОЗ разработало пилотный проект по внедрению референтных цен на инсулин и механизма реимбурсации на этот препарат. Соответствующий проект постановления Кабмина подготовлен и, скорее всего, будет принят до конца апреля этого года.
Эксперт — о перспективе IPO
Владислав Остапенко (32), руководитель отдела корпоративных финансов и M&A компании “Эрнст энд Янг” в Украине (г.Киев; аудит, сопровождение сделок, бизнес-консультирование; с 1991 г.; 500 чел.):
— Теоретически целесообразно привлекать средства через IPO компаниям, планирующим реализовать какой-либо проект стоимостью, как минимум, $30 млн, а лучше — $50 млн или $100 млн. Для этого фармпроизводителям необходимо разработать подробный бизнес-план на ближайшие годы.
Но есть ощущение, что большинство украинских фармкомпаний пока не имеют четкого представления о том, куда двигаться и для чего привлекать деньги. То есть у них нет стратегических бизнес-планов и задач, о которых они могли бы рассказать инвесторам. Привлекать средства через IPO для разработки новых препаратов в принципе невозможно, потому что компания не сможет обосновать инвестору эффективность и отдачу этого проекта.
Эксперт — об инвестпривлекательности
Юрий Чертков (37), директор Агентства Медицинского Маркетинга (г.Киев; маркетинг, консалтинг, издательский дом; с 2009 г.; 37 чел.):
— Производство фармпрепаратов в Украине могло бы быть привлекательным для инвесторов Европы и Азии. На наш взгляд, инвесторов сдерживают постоянно меняющиеся условия в таможенном и налоговом законодательстве, а также отсутствие уверенности в стабильном получении прибыли от вложенных в украинские фармпредприятия средств.
Кроме того, их настораживает низкий уровень финансирования государством здравоохранения, что ограничивает потенциал роста рынка, а также отсутствие системы страховой медицины в Украине. Отмечу и то, что наши производители, как правило, неадекватно оценивают собственную капитализацию.
Фармацевт — об инвестпривлекательности
Иван Глушков (42), заместитель генерального директора холдинга Stada CIS (г.Москва, РФ; фармацевтический холдинг в составе международного концерна Stada; украинское представительство группы компаний Stada — г.Киев; продвижение лекарственных препаратов компании Stada; с 2003 г.; 200 чел.):
— Инвестиционная привлекательность производителей лекарственных средств определяется в первую очередь правами на лекарственные препараты, которые эти компании выпускают. Большинство украинских фармацевтических предприятий имеют достаточно старый продуктовый портфель, перспективы которого вне Украины невелики. С учетом очевидного кризиса платежеспособного спроса на украинском фармацевтическом рынке локальные компании-производители не представляют большого интереса для зарубежных стратегических инвесторов.
Сейчас украинские фармкомпании могли бы быть интересны либо финансовым инвесторам — спекулянтам как объект краткосрочных вложений, либо компаниям из развивающихся стран (Индии, Турции и др.), которые не располагают хорошими каналами реализации у себя на родине и заинтересованы в торговле на украинском рынке. Для крупных мировых игроков рынка украинская фармотрасль в настоящий момент неинтересна.

Силивончик Алла Викторовна

Ответить

Вернуться в «Украина»