НДС на препараты: опыт ЕС

Ответить
News
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 10 июн 2014 20:49

НДС на препараты: опыт ЕС

Сообщение News » 23 авг 2014 10:06

НДС на препараты: опыт ЕС

Введение налога на добавленную стоимость (НДС) на лекарственные средства Законом Украины от 27 марта 2014 № 1166-VII «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» в настоящих условиях существования фармрынка Украины и социально-экономического кризиса вызвало ожидаемо бурную реакцию в обществе — как среди специалистов сферы здравоохранения, так и среди обычных пациентов, которые уже ощутили в и без того нелегкое время рост цен на эту продукцию. Но не стоит забывать, что медикаментозное обеспечение — миссия социального характера, препараты — не товары обычного спроса, их применение (или отсутствие такового) влияет на здоровье и жизнь граждан. Для того чтобы разобраться, как это происходит у наших соседей, мы решили провести обзор обложения НДС лекарственных средств в странах ЕС.
Функционирование систем здравоохранения в странах ЕС (в частности, медикаментозное обеспечение населения) характеризуется целым рядом отличий от отечественного. Так, экономически развитые государства славятся существованием систем социально-медицинского страхования, чем в настоящее время Украина похвалиться, к сожалению, не может. Таким образом, в этих странах немалая доля расходов на лекарственные средства лежит на плечах государства, а также частных страховых компаний.
Вследствие этого локальные регуляторные органы в сфере здравоохранения достаточно скрупулезно подходят к вопросам ценообразования на лекарственные средства. В частности, они используют политики внешнего и внутреннего референтного ценообразования, в некоторых государствах ограничивают наценки, а также используют другие политики, связанные со сдерживанием расходов на лекарственные средства (например стимулируют потребление более низкостоимостных препаратов). Такие действия продиктованы социально-экономическими условиями, а именно — существующей сегодня потребностью в восстановлении экономики государств, которые все еще переживают не лучшие времена.
В странах ЕС лекарственные средства облагаются НДС со сниженной ставкой. Так, минимальная ставка НДС составляет 5%.
В законодательстве ЕС прописано (Директива 2006/112/ ЕС, приложение III), какие товары и услуги могут облагаться НДС со сниженной ставкой. В частности отмечено, что к ним относится фармацевтическая продукция, которая применяется в здравоохранении для профилактики и лечения заболеваний, а также для контрацепции, реализации санитарных мер, в ветеринарных целях. НДС со сниженной ставкой может облагаться медицинское оборудование, которое используется для облегчения или лечения инвалидности, для исключительно личного использования инвалидами, а также услуги, связанные с проведением ремонтных работ этого оборудования.
Компетентные органы на локальном уровне принимают решение об установлении того или иного уровня НДС на препараты и изделия медицинского назначения, который не должен быть ниже минимальной ставки (5%).
В настоящее время в странах ЕС уровень НДС на лекарственные средства существенно варьирует (табл. 1).
Таблица 1. Обложение НДС в странах ЕС
Страна ЕС Стандартная ставка НДС Сниженная ставка НДС Ставка НДС на Rx-препараты Ставка НДС на ОТС-препараты
Австрия 20% 10% 10% 10%
Бельгия 21% 6% 6% 6%
Болгария 20% 20% 20%
Хорватия 25% 13% 5% 25%
Кипр 19% 5% 5% 5%
Чехия 21% 15% 15% 15%
Дания 25% 25% 25%
Эстония 20% 0–9% 9% 9%
Финляндия 24% 10–14% 10% 10%
Франция* 20% 5,5–10% 2,1% 7%
Германия 19% 7% 19% 19%
Греция 23% 13% 6,5% 6,5%
Венгрия 27% 5–18% 5% 5%
Ирландия** 23% 4,8–9–13,5% 0–23% 0–23%
Италия 22% 10% 10% 10%
Латвия 21% 0–12% 12% 12%
Литва*** 21% 0,5–9% 5–21% 5–21%
Люксембург 15% 6% 3% 3%
Мальта 18% 5% 0% 0%
Нидерланды 21% 6% 6% 6%
Польша 23% 8% 8% 8%
Португалия 23% 6–13% 6% 6%
Румыния 24% 9% 9% 9%
Словакия 20% 10% 10% 10%
Словения 22% 9,5% 8,5% 8,5%
Испания 21% 10% 4% 4%
Швеция 25% 6–12% 0% 25%
Великобритания 20% 0–5% 0% 20%
*Во Франции реимбурсируемые лекарственные средства облагаются НДС на уровне 2,1%, нереимбурсируемые — 7%.
**В Ирландии препараты для перорального применения облагаются НДС на уровне 0%, остальные — 23%.
***В Литве реимбурсируемые лекарственные средства облагаются НДС на уровне 5%, нереимбурсируемые — 21%.
В ряде стран используется дифференцированная ставка НДС на рецептурные и безрецептурные лекарственные средства. Необходимо отметить, что в странах ЕС отсутствует практика регулирования сегмента безрецептурных лекарственных средств. К странам, в которых рецептурные и безрецептурные препараты облагаются НДС с различной ставкой, относятся Хорватия, Франция, Великобритания и Швеция. В других государствах НДС с более низкой ставкой облагаются лекарственные средства, стоимость которых подлежит возмещению.
Помимо этого, необходимо отметить, что существующие в настоящее время ставки НДС на лекарственные средства в ряде стран ЕС достигали своего уровня постепенно. В частности, некоторым государствам пришлось пройти через процедуры судебного разбирательства, в ходе которых они отстаивали свое право применять более низкую ставку НДС на лекарственные средства, чем того требует законодательство ЕС. Победой на этом поприще может похвастаться Франция, которая сегодня использует ставку НДС на уровне 2,1% для рецептурных препаратов.
В ряде стран ЕС требование поднять ставки НДС на лекарственные средства воспринималось негативно, вследствие чего внедрялось после вынесения соответствующих решений судебными инстанциями ЕС. К таким странам относятся Испания и Греция. В частности, в Греции существовала 0% ставка на лекарственные средства. При этом данное государство характеризуется достаточно высоким уровнем расходов на препараты по сравнению с другими странами ЕС. Последнее может быть связано как с потребительскими предпочтениями (в структуре потребления превалируют оригинальные лекарственные средства), так и с политикой внешнего референтного ценообразования. В Греции в корзину референтных стран включены все государства — члены ЕС, вследствие чего стоимость препаратов достаточно высока.
Таким образом, в условиях продолжающегося кризиса страны ЕС уделяют большое внимание вопросам ценообразования на лекарственные средства, поскольку рост цен может негативно сказаться на функционировании всей системы здравоохранения.
Возможно, это связано с высоким уровнем расходов на препараты в государствах ЕС (табл. 2). Повышение цен на них приведет к значительному росту расходов, которые не смогут покрываться в должной мере.
Таблица 2. Расходы на лекарственные средства в странах ЕС
Страна ЕС Расходы на лекарственные средства на душу населения, евро Расходы на лекарственные средства как процент от ВВП
Австрия 396 1,3
Бельгия 479 1,7
Болгария 289 2,8
Хорватия* 104 1,1
Кипр 316 1,3
Чехия 274 1,5
Дания 229 0,8
Эстония 210 1,4
Финляндия 340 1,2
Франция* 468 1,9
Германия 492 1,7
Греция** 450 2,4
Венгрия 414 2,6
Ирландия 528 1,7
Италия 393 1,3
Латвия 175 1,5
Литва 257 1,9
Люксембург 291 0,6
Мальта 306 1,6
Нидерланды 370 1,1
Польша 237 1,6
Португалия 391 2
Румыния 164 1,4
Словакия 427 2,4
Словения 336 1,8
Испания 399 1,8
Швеция 343 1,2
Великобритания 289 1
*Данные за 2008 г.
**Данные за 2011 г.
Стоит также отметить, что расходы на лекарственные средства в пределах стран ЕС существенно варьируют. Среднее значение данного показателя составляет 334,5 евро.
В Украине же расходы на лекарственные средства по результатам 2013 г. составили 74,7 евро (99,4 дол. США) на душу населения, что соответствует 794,2 грн. (курс 2013 г.). Расходы на препараты как процент от номинального валового внутреннего продукта (ВВП) за 2013 г. составляют 2,6%, а от ВВП, рассчитанного на основании паритета покупательской способности, — 1,34%.
Таким образом, в Украине расходы на лекарственные средства существенно ниже, чем в странах ЕС (составляют порядка 22% от среднего показателя по странам ЕС). В то же время в контексте отношения потребления лекарственных средств к ВВП страны Украина характеризуется довольно высокими показателями (средний показатель в странах ЕС составляет порядка 1,6%).
Повышение цен на препараты в случае сохранения существующего уровня их потребления может привести к росту расходов на лекарственные средства. Возможно ли это при существующей покупательской способности украинцев?
P.S.
В странах ЕС существует практика обложения НДС лекарственных средств. Минимальная ставка, установленная в этих странах, — 5%. Решение о том, какую ставку использовать, принимается на локальном уровне. Вследствие того, что высокая ставка НДС на препараты приводит к установлению более высокой цены на лекарственные средства, в ряде стран ЕС не спешили вводить данную меру, и сделали это только после определенных судебных тяжб. При этом не стоит забывать, что немалая доля расходов на препараты в экономически развитых странах приходится на государственный сектор. В Украине ситуация кардинально отличается, — почти все лекарственные средства граждане покупают за собственные средства. При том, что расходы на препараты в нашей стране составляют порядка 22% от среднеевропейского показателя, его отношение к ВВП достаточно высокое. Можно ли ожидать, что рост расходов на лекарственные средства (путем фактического повышения цен) без пропорционального роста ВВП не приведет к коллапсу на фармацевтическом рынке и в системе здравоохранения в целом?
Исходя из опыта европейских стран можно отметить, что вопросы ценообразования на лекарственные средства имеют крайне важное значение с точки зрения функционирования всей системы здравоохранения. Подходить к этой проблеме без серьезного исследования ландшафта фармацевтического рынка и прогнозирования краткосрочных и долгосрочных результатов, по крайней мере, не очень грамотно.
В заключение стоит подчеркнуть, что практика обложения НДС лекарственных средств, конечно, существует. Однако даже в экономически гораздо более состоятельных странах, чем Украина сегодня, к его внедрению подходили постепенно, ведь рост цен на препараты оказывает влияние на функционирование всей системы здравоохранения.
Галина Галковская

News
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 10 июн 2014 20:49

Re: НДС на препараты: опыт ЕС

Сообщение News » 23 авг 2014 15:04

Корупційні складові проекту постанови КМУ щодо стабілізації цін на фармпродукцію
До редакції «Щотижневика АПТЕКА» вже надходять зауваження до доопрацьованого Міністерством економічного розвитку і торгівлі України та Міністерством юстиції України проекту постанови КМУ щодо референтного ціноутворення на фарм­продукцію.
Закликаємо наших читачів до активної участі в обговоренні даного проекту документа, оскільки його ухвалення КМУ в нинішньому вигляді спричинює ризики посилення регуляторного тиску на операторів ринку та розширить можливості для вчинення корупційних дій посадовцями зацікавлених міністерств та відомств і зникненню препаратів з аптечних закладів.
Корупційні складові проекту постанови Кабінету Міністрів України «Про стабілізацію цін на лікарські засоби та вироби медичного призначення»:
1. Задіяння у процесі декларування зміни оптової-відпускної ціни трьох (!!!) державних органів: МОЗ України, Державної служби України з лікарських засобів, Державної служби України з контролю за цінами. У зв’язку з цим можна бути на 100% впевненим, що декларування зміни оптово-відпускної ціни без корупційної складової для суб’єктів буде практично неможливе. Від кожного з цих органів тією чи іншою мірою залежить питання вказаного декларування та, відповідно, можливість гальмування даного процесу, а саме:
а) надання Держлікслужбі України права визначати правильність обрання конкретних лікарських засобів або виробів медичного призначення у референтних країнах та в Україні, які враховуватимуться при розрахунку зміни оптово-відпускної ціни, та рівень оптово-відпускних цін у референтних країнах і в Україні, видача відповідної довідки;
б) надання права та обов’язку МОЗ України розробки заяви про декларування зміни оптово-відпускної ціни на лікарський засіб, у зв’язку з чим невідомо, які ще дані (інформація) та документи, що їх підтверджують, увійдуть до вказаної форми (пп. 1 п. 5 проекту Порядку декларування зміни оптово-відпускних цін на лікарські засоби, що відпускаються за рецептом лікаря, включені до Державного реєстру лікарських засобів України, та вироби медичного призначення, включені до Державного реєстру медичної техніки та виробів медичного призначення (далі — Порядок));
в) визначення права та обов’язку Держцінінспекції України надавати висновки щодо розрахунку оптово-відпускної ціни на лікарський засіб або виріб медичного призначення. Невідома методика здійснення такого висновку та визначення обґрунтованості ціни («Підставою для відмови у наданні висновку Держцінінспекції є формування оптово-відпускної ціни на лікарський засіб або виріб медичного призначення з порушенням вимог цього Порядку або необґрунтованість необхідності зміни оптово-відпускної ціни» — п. 11 Порядку). 2. Надання права державним органам визначати правильність формування оптово-відпускної ціни у разі, коли відповідний лікарський засіб або виріб медичного призначення не представлений на ринку в референтних країнах та в Україні («ціна формується з урахуванням цін на аналогічні лікарські засоби або вироби медичного призначення» — останній абзац п. 1 Порядку).
3. Надання державним органам права впливати на формування підбору середньоарифметичного значення оптово-відпускних цін на відповідний лікарській засіб або виріб медичного призначення в референтних країнах та в Україні (п. 4 Порядку); відсутність методики такого підрахунку.
Крім того, у Порядку надано можливість для вітчизняного виробника завищувати ціни на лікарські засоби шляхом завищення витрат, пов’язаних із навантаженням, розвантаженням та транспортуванням, оскільки відповідно до п. 3 Порядку «декларуванню підлягає зміна оптово-відпускної ціни на кожну лікарську форму, дозування та споживчу упаковку лікарського засобу та усі типи, види, марки виробів медичного призначення: вітчизняного виробництва — у національній валюті без урахування витрат, пов’язаних із навантаженням, розвантаженням та транспортуванням».

Ответить

Вернуться в «Цены на лекарства»