Референтное ценообразование: как изменятся цены на лекарственные средства?

Ответить
News
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 10 июн 2014 20:49

Референтное ценообразование: как изменятся цены на лекарственные средства?

Сообщение News » 22 авг 2014 22:31

Референтное ценообразование: как изменятся цены на лекарственные средства?
В последнее время в Украине сложилась критическая ситуация в сфере централизованных закупок лекарственных средств. Данная проблема привлекла повышенное внимание со стороны профессиональной общественности и вызвала широкий резонанс в обществе. По мнению некоторых общественных организаций, основной причиной блокирования государственных закупок является необоснованное повышение фармкомпаниями цен на лекарственные средства. Однако на фоне девальвации гривни, которая по итогам I полугодия 2014 г. составила 48%, и введения 7% ставки НДС данная причина выглядит неубедительной. При этом, с целью снижения и стабилизации цен в сегменте госзакупок, правительством принято постановление КМУ от 02.07.2014 г. № 240 «О референтном ценообразовании на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые за средства государственного и местных бюджетов», согласно которому с 1 августа 2014 г. производители обязаны задекларировать изменения оптово-отпускной цены на препараты, включенные в перечень, утвержденный постановлением КМУ от 05.09.2006 г. №1071 «О порядке закупки лекарственных средств учреждениями здравоохранения, финансируемыми из бюджета». Однако, порядок расчета оптово-отпускной цены на основе сравнительных (референтных) цен в настоящее время не утвержден. Проект данного документа вынесен МЗ Украины на общественное обсуждение 30.07.2014 г. и в настоящее время проходит процедуру общественного обсуждения. Редакция «Еженедельника АПТЕКА» решила проверить, поспособствует ли референтное ценообразование снижению цен, если порядок расчета сравнительных (референтных) цен будет принят в нынешней редакции.
В одной из предыдущих публикаций (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 30 (951) от 04.08.2014 г.) вниманию читателей был представлен анализ тендерных объявлений о централизованных закупках лекарственных средств по нескольким государственным программам в аспекте наличия препятствий при проведении тендерных закупок. Анализ показал, что существует ряд проблем при государственных закупках лекарственных средств еще на этапе формирования лотов в тендерных объявлениях, которые дают определенные конкурентные преимущества некоторым производителям. При этом объем финансового обеспечения закупок не учитывает девальвацию гривни и введение 7% НДС.
В данной публикации мы рассчитаем сравнительные (референтные) цены на ряд препаратов, которые МЗ Украины планирует закупить в 2014 г., на основании проекта порядка расчета, вынесенного на общественное обсуждение.
В качестве примера для расчета референтных цен в сегменте госзакупок мы приняли перечень топ-10 международных непатентованных наименований (МНН), с учетом дозировок и форм выпуска, по объему средств, выделенных государством на их закупку. Данный перечень включает антиретровирусные, противотуберкулезные, онкологические и другие препараты.
Согласно порядку расчета оптово-отпускной цены на лекарственное средство, расчет оптово-отпускной цены на лекарственное средство для декларирования изменения оптово-отпускной цены на него определяется с использованием механизма определения сравнительных (референтных) цен, установленных в стране их происхождения, Республике Болгария, Республике Молдова, Республике Польша, Словацкой Республике, Чешской Республике, Латвийской Республике, Венгрии, Республике Сербия и в Украине как среднеарифметическое значение такого интервала цен.
Одним из нововведений является включение в перечень референтных страны происхождения препарата, которое подверглось широкой критике со стороны экспертов фармрынка, поскольку не указан механизм получения информации об уровне оптово-отпускных цен в этих странах. Поэтому для включения в расчет этого показателя необходимо детально изучить законодательство в сфере ценообразования в этих странах. К тому же в Европе в большинстве случаев в состав «корзин» включают страны со сходным уровнем экономического развития и/или географической близостью. По такому же принципу были отобраны и референтные страны для Украины. Поэтому сравнение цен в Украине с ценами в странах с более развитой экономикой и наоборот будет не совсем корректным.
Также порядок расчета предусматривает, что в случае, если данные об оптово-отпускных ценах в референтных странах и в Украине отсутствуют (недоступны), расчет оптово-отпускной цены на лекарственное средство для декларирования изменения оптово-отпускной цены может осуществляться двумя альтернативными способами (по выбору производителя/заявителя) на основании:
? изменения индекса цен производителей фармацевтической продукции за период с даты предыдущей задекларированной цены за полный календарный месяц до даты подачи декларации изменения оптово-отпускной цены на лекарственное средство;
? показателей затрат на производство и реализацию лекарственных средств: расходы на оплату труда, изменение цены на сырье, материалы, размер накладных расходов и т.п. или информации относительно уровня цены в стране происхождения лекарственного средства.
Таким образом, согласно первому способу, предельный уровень для декларирования оптово-отпускных цен на такие препараты может быть повышен на уровень индекса цен. А второй способ подразумевает раскрытие финансовой документации компании, против чего, очевидно, выступят производители. При этом не предусмотрен механизм сравнения с по сути аналогичными лекарственными средствами.
Итак, перейдем непосредственно к расчетам.
Во-первых, стоит отметить, что для большинства препаратов из составленного нами перечня рассчитать сравнительную (референтную) цену невозможно, поскольку эти лекарственные средства не включены в списки возмещения референтных стран. Например, для препаратов ламивудина в таблетках с дозировкой 150 мг, на закупку которых МЗ Украины планирует выделить максимальное количество средств. В то же время почти во всех референтных странах представлены препараты ламивудина с дозировкой 100 мг. Также не представляется возможным рассчитать сравнительную (референтную) цену на препараты капреомицина, которые на украинском рынке представлены преимущественно отечественными производителями.
При этом стоит отметить, что в расчет не включены цены в стране происхождения препарата, так как возникают трудности с поиском и интерпретацией данных. В свою очередь, включение в расчет данной цены может как повысить, так и снизить сравнительную (референтную) цену на тот или иной препарат в зависимости от уровня социально-экономического развития в стране происхождения препарата.
ИТОГИ
Проведенный анализ свидетельствует, что предложенный МЗ Украины совместно с Министерством экономического развития проект порядка расчета оптово-отпускных цен на лекарственные средства не возымеет эффекта тотального снижения цен. Поскольку задекларированная в Украине оптово-отпускная цена на большинство препаратов уже ниже таковой в референтных странах.
Также множество вопросов вызывает сам проект порядка расчета оптово-отпускной цены. В частности, чем обосновано включение в список референтных стран страны происхождения препарата и какой механизм получения данной информации. К тому же указанные ссылки на источники получения информации о ценах в референтных странах в ряде случаев не актуальны, а попросту скопированы из Порядка расчета предельного уровня оптово-отпускных цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью и сравнительных (референтных цен) на такие средства.
Кроме того, один из способов изменения задекларированной цены предусматривает раскрытие финансовой документации производителей, что, вероятно, вызовет у них вопросы.
Таким образом, вынесенный на общественное обсуждение порядок расчета оптово-отпускных цен требует существенной доработки.
Стоит отметить, что поспешное принятие решений Правительством Украины без своевременного определения механизма их реализации впоследствии вызывает множество недоразумений у операторов рынка.
Так, на сегодня постановлением КМУ № 240 предусмотрено, что с 1 августа 2014 г. подлежат декларированию изменения оптово-отпускных цен без учета пошлины и налога на добавленную стоимость. При этом декларирование изменений основано на механизме референтного ценообразования. Однако, фактически с 1 августа внести такие изменения невозможно, так как проект порядка расчета оптово-отпускных цен вынесен на общественное обсуждение 30 июля 2014 г. Срок обсуждения, предусмотренный законодательством, составляет 1 мес. Поэтому декларирование изменений оптово-отпускных цен может начаться не ранее 30 августа.
Очевидно, сложившаяся на фармрынке ситуация с поспешным введением НДС не послужила уроком и не стала поводом для принятия взвешенных и своевременных решений.
Денис Кирсанов

News
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 10 июн 2014 20:49

Re: Референтное ценообразование: как изменятся цены на лекарственные средства?

Сообщение News » 23 авг 2014 10:09

Украинцы смогут открыто узнать о цене на лекарства и контролировать фармацевтический бизнес — эксперт
Госинспекция Украины по контролю за ценами предлагает механизм референтного ценообразования.
Об этом сообщил во время брифинга начальник отдела организации и предоставления выводов относительно экономического обоснования расходов на продукцию фармацевтического рынка Государственной инспекции Украины по контролю за ценами Сергей Стаховский.
Он сообщил, что на стадии согласования находится законопроект правительства относительно введения граничных оптово-отпускных цен на лекарства, которые реализуются по рецептам.
По его словам, при расчете этих цен во внимание будут приниматься цены на соответствующие препараты в соседних государствах – Словакии, Болгарии, Молдавии, Польше.
«Украинцы смогут из открытых источников узнать об установленной граничной цене лекарственного препарата на территории Украины и контролировать фармацевтический бизнес», -сообщил С. Стаховский.
Он также заявил, что если установленные цены будут значительно завышены, граждане смогут информировать об этом Госинспекцию Украины, которая профессионально будет проводить проверки и штрафовать нарушителей.
Большой проблемой ценообразования на лекарства С. Стаховский назвал непрозрачные механизмы поставок лекарств в Украину.
«На украинском фармацевтическом рынке десятилетиями формировались сложные схемы при участии многих фиктивных посредников, которые якобы принимают участие в цепочке ввоза лекарств иностранного производства в Украину. Это приводит к искусственному повышению цен», - уверен С. Стаховский.
По его мнению, изменить ситуацию может референтное ценообразование.

News
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 10 июн 2014 20:49

Re: Референтное ценообразование: как изменятся цены на лекарственные средства?

Сообщение News » 23 авг 2014 10:25

В Минздраве придумали, как на 10-20% снизить цены на лекарства
Цены на лекарств можно снизить, активно борясь с коррупционной составляющей.
Об этом во время совещания Министерства здравоохранения Украины с фармпроизводителями и пациентскими организациями заявил министр здравоохранения Олег Мусий, передает корреспондент ГолосUA.
«Я понимаю, что урегулировать процесс тендерных закупок – это только маленький шаг. На самом деле, в сфере закупки медикаментов есть масса других коррупционных составляющих, начиная с регистрации лекарств, и особенно в Государственной службе лекарственных средств. Эта служба насквозь коррупционная. Она абсолютно необоснованно проверяет изготовителей лекарств на GMP и берет за это колоссальные средства», - сказал он.
По словам министра, Госслужба вымывает из фармизготовителей 2 миллиарда гривен в год, и эти деньги потом в следующем году закладывается в цены.
О. Мусий заверил, что Министерство здравоохранения будет системно бороться с коррупционным влиянием на формирование цен.
«Мы будем упрощать процесс регистрации, ликвидировать массу разрешительных процедур, которые осуществляет Гослекслужба, в том числе, и контроль качества, который абсолютно не нужен при перерегистрации и тд. Это даст возможность честно вести бизнес на территории Украины и уменьшит на 10-20% цены на лекарства», - пояснил он.
Любовь Величко

News
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 10 июн 2014 20:49

Re: Референтное ценообразование: как изменятся цены на лекарственные средства?

Сообщение News » 23 авг 2014 10:27

В Минздраве пояснили, на каких лекарствах будет экономить государство
С целью экономии бюджетных средств, государство будет вводить систему референтного ценообразования.
Об этом во время совещания Министерства здравоохранения Украины с фармпроизводителями и пациентскими организациями заявил министр здравоохранения Олег Мусий, передает корреспондент ГолосUA.
«Мы этот вопрос обсуждали с вице-премьер-министром. Во время заседания правительства будет обсуждаться вопрос референтного ценообразования в Украине», - сказал он.
По словам О. Мусия, референтное ценообразование коснется лекарств тех производителей, которые захотят принимать участие в тендерах.
Министр пояснил, что передекларирование цен по референтному принципу будет осуществляться один раз при смене курса доллара более, чем на 5%.
«Это постановление – это пока всего лишь проект, поэтому механизм будет понятен для всех только после ее принятия. К сожалению, Минюст и Минфин согласовали это постановление, а Минэкономразвития написало четыре страницы замечаний. Сегодня с этими замечаниями работает наше министерство», - пояснил он.
Напомним, практика референтного ценообразования является методом экономии средств, который позволяет значительно ограничить средства на возмещение стоимости препаратов и систему здравоохранения в целом. Этот подход, получивший широкое распространение в Западной Европе, базируется на взаимозаменяемости препаратов, объединенных в отдельные группы.
Любовь Величко

News
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 10 июн 2014 20:49

Re: Референтное ценообразование: как изменятся цены на лекарственные средства?

Сообщение News » 23 авг 2014 17:12

Отечественная фармпромышленность выступает против проекта КМУ относительно референтного ценообразования на лекарства
21 мая состоялось расширенное заседание правления Объединенной организации работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины (далее — ООРММПУ) под председательством Валерия Печаева. В нем приняли участие представители органов власти, Федерации работодателей Украины и ведущих украинских фармацевтических предприятий. На повестку дня вынесено обсуждение последней редакции проекта постановления КМУ «О стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения».
Представители отечественных заводов — производителей лекарственных средств высказались категорически против внедрения референтного ценообразования в таком формате, какой сегодня предлагают МЗ Украины, Министерство экономического развития и торговли Украины, Министерство юстиции Украины. Эта позиция будет отображена в обращении ООРММПУ, которое в ближайшее время будет направлено на имя Александра Сыча, вице-премьер-министра Украины.
В свою очередь, напомним, что ранее на страницах нашего издания подробно рассматривались возможности для внедрения европейского подхода в сфере ценообразования на лекарственные средства. В контексте европейской интеграции Украины и необходимости гармонизации законодательства, важно также обратить внимание на то, что в ЕС действует Директива 89/105 ЕЕС о прозрачности мер в сфере регулирования цен на лекарственные средства для человека и их включения в систему государственного медицинского страхования. Поэтому вопрос регулирования цен на лекарственные средства в Украине следует решать путем принятия соответствующего закона (в котором будут изложены принципы государственной политики в сфере ценообразования на препараты), гармонизированного с упомянутой Директивой.
Также во время заседания ООРММПУ было отмечено, что именно МЗ Украины должен разработать и опубликовать референтные цены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения и перечень официальных источников в референтных странах.
Кроме того, особую тревогу представителей фармрынка вызвали положения проекта постановления КМУ, согласно которым вводится требование о необходимости получения экспертных выводов в Государственной службе Украины по лекарственным средствам и Государственной инспекции Украины по контролю за ценами. Эти положения содержат риски совершения коррупционных действий со стороны должностных лиц соответствующих ведомств.

News
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 10 июн 2014 20:49

Re: Референтное ценообразование: как изменятся цены на лекарственные средства?

Сообщение News » 10 сен 2014 22:17

Проект порядку розрахунку оптово-відпускних цін на ліки: громадські організації виступають проти
Громадські активісти та пацієнти звернулися з відкритим листом до Олега Мусія, міністра охорони здоров’я, закликавши його відмовитися від впровадження порядку розрахунку оптово-відпускних цін на лікарські засоби, опублікованого на сайті МОЗ України для громадського обговорення. На їх думку, це не лише не знизить ціни на препарати, а, навпаки, може призвести до їх зростання. Підтримуючи саму ідею створення такого механізму як вкрай необхідного для України, активісти розкритикували формулу розрахунку. Так, за прогнозами громадських організацій, в разі застосування запропонованого механізму регулювання ціноутворення, вартість антиретровірусних препаратів, лікарських засобів для терапії онкологічних захворювань може зрости до 20%.
«Міністерство з незрозумілих для нас причин хоче рахувати середню ціну на препарат у регіоні за середньоарифметичною формулою, порівнюючи ціни 5 найближчих країн, — стверджує Олена Щербан, юрист «Центру протидії корупції». — Формула МОЗ пропонує орієнтуватися на рівень цін у державах, що традиційно мають значно вищий рівень достатку, відповідно — і ліки там дорожчі. Водночас логічно було брати країни зі схожим на наш рівнем ВВП та системою охорони здоров’я», — додає вона.
Для розрахунку вартості препаратів проти СНІДу та туберкульозу активісти пропонують використовувати ціни Глобального фонду для боротьби зі СНІДом, туберкульозом та малярією, за якими ці препарати в Україні закуповує громадська організація «Всеукраїнська мережа людей, що живуть з ВІЛ/СНІД». Для всіх інших ліків пропонується формула, у якій порівнюватимуть 2 найнижчі ціни в регіоні, та саме серед них вираховуватиметься середня найнижча, яка й буде визначальною для України.
Сергій Кондратюк, керівник відділу адвокації «Всеукраїнської мережі людей, що живуть з ВІЛ/СНІД», наголошує: «Щоб зупинити поширення епідемій СНІДу та туберкульозу, ми роками боролися за зниження ціни на ці препарати для України, і всі наші досягнення можуть бути перекреслені одним неправильним кроком міністерства, через яке хворі українці можуть залишитися без лікування через зростання ціни. Міністерство має розглянути пропозиції брендової та генеричної індустрії, однак надзвичайно важливо, щоб воно зберегло незалежність від впливу фармацевтичних компаній під час розробки цього механізму».
Окрім того, активісти закликають міністра запроваджувати систему референтного ціноутворення в комплексі з іншими заходами зниження вартості препаратів, що забезпечуватиме ефективність та результативність медичної реформи. Зокрема, це:
? встановлення переліку необхідних ліків, які мють закуповуватися за кошти державного бюджету (існуючий на сьогоднішній день перелік є невиправдано розширеним);
? надання переваг на ринку та під час процедур закупівель ліків виробникам та постачальникам, які працюють на основі прямих контрактів з виробниками;
? впровадження системи внутрішнього реферування;
? впровадження державних механізмів для сприяння виходу на ринок генеричних препаратів та введення ефективного регулювання їх ціни.
Нагадаємо, що нещодавно громадські активісти вимагали від фармацевтичних компаній зниження цін для України, звинувачуючи їх в тому, що ціни по деяким препаратам на державних закупівлях, були невиправдано завищені до 300%.
У свою чергу, редакція «Щотижневика АПТЕКА» розрахувала порівняльні (референтні) ціни на ряд препаратів, які МОЗ України планує закупити в 2014 р., на підставі проекту порядку розрахунку, винесеного на громадське обговорення. Результати свідчать, що запропонований МОЗ України та Міністерством економічного розвитку і торгівлі проект порядку розрахунку оптово-відпускних цін на лікарські засоби не призведе до тотального зниження цін, оскільки задекларована в Україні оптово-відпускна ціна на більшість препаратів уже нижча за таку в референтних країнах. Тому адміністративний тиск на фармацевтичні компанії з метою зниження цін на ліки призведе до зникнення життєво необхідних препартів з ринку. Логічно вимагати не зниження цін, а зміни парадигми лікарського забезпечення населення. Запровадження механізму реімбурсації та децентралізація державних закупівель дозволить суттєво зменшити вплив корупційної складової на процес лікарського забезпечення населення та сприятиме підвищенню доступності якісних, ефективних та безпечних ліків для українських пацієнтів.

Ответить

Вернуться в «Цены на лекарства»