EFPIA поможет Украине осуществить реформы

Ответить
News
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 10 июн 2014 20:49

EFPIA поможет Украине осуществить реформы

Сообщение News » 23 авг 2014 15:22

EFPIA поможет Украине осуществить реформы

Порой может показаться, что реформирование системы здравоохранения в Украине — процесс перманентный. Говорить о необходимых реформах у нас принято достаточно регулярно. С аналогичной периодичностью констатируют отсутствие реализации поставленных целей. Очевидно, для того, чтобы их достичь, необходимо заручиться помощью экспертов. У Украины, которая сейчас переживает глубокий кризис во многих сферах деятельности, наконец-то появился шанс построить развитую европейскую систему здравоохранения. Для оказания помощи в этой области нашу страну с рабочим визитом посетили Ричард Бергстрем (Richard Bergstr?m), генеральный директор Европейской федерации фармацевтической промышленности и ассоциаций (European Federation of Pharmaceutical Industries and Associations — EFPIA), и Томаш Шеляговски (Tomasz Szelagowski), секретарь-казначей Европейского форума пациентов (European Patients Forum — EPF). В Украине членом EFPIA является Ассоциация производителей инновационных лекарственных средств «АПРАД», которая и выступила принимающей стороной рабочего визита. После проведения встречи с Олегом Мусием, Министром здравоохранения Украины, Ричард Бергстрем и Томаш Шеляговски согласились ответить на вопросы корреспондента «Еженедельника АПТЕКА» относительно вектора развития здравоохранения в нашей стране.
Изначально идея помощи пациентам с хроническими заболеваниями в Украине в такой сложный период родилась в среде EPF. Томаш Шеляговски как секретарь-казначей EPF обратился к разным организациям — партнерам EPF в Европейском Союзе с соответствующим предложением. И первой организацией, которая откликнулась и поддержала инициативу EPF, стала EFPIA. На самом деле эти две влиятельные европейские структуры давно сотрудничают по вопросам доступа пациентов с хроническими заболеваниями к качественной медицинской и социальной помощи. EFPIA — организация, которая на протяжении десятилетий оказывает помощь в развитии фармацевтического сектора в Европе, принимая непосредственное участие в координации деятельности инновационной фармацевтической индустрии, а также в сотрудничестве с компетентными государственными структурами ЕС и стран — членов ЕС. EFPIA имеет опыт работы как в странах с развитой экономикой, так и в развивающихся странах. То, что такая организация готова предоставить свою экспертную и техническую помощь в осуществлении реформ системы здравоохранения Украины и ее фармацевтического сектора, вселяет надежду в успешность их реализации.
— Украина находится на пути долгожданных реформ и изменений. Практически впервые за годы независимости изменилась парадигма сознания общества. Время перемен наступило и для отрасли здравоохранения, в частности в контексте лекарственного обеспечения (важнейшей составляющей национальной системы здравоохранения). В каких реформах, по вашему мнению, сегодня наиболее нуждается фармацевтический сектор Украины, и какая приоритетность должна соблюдаться при их выполнении.
Ричард Бергстрем: — Хотел бы начать с того, что я много путешествую по разным странам, в основном в пределах ЕС. Следует отметить, что мировой финансовый кризис оказал негативное влияние на многие государства, в частности, это отразилось и на финансировании таких отраслей социального характера, как система здравоохранения.
Это уже мой второй визит в Украину. Впервые посетив страну, я был в некой степени удивлен в неприятном плане тем, что здесь не существует системы универсального доступа к медицинской помощи (Universal Access to Healthcare). Большинство лекарственных средств и, что самое значимое, препаратов для лечения хронических заболеваний приобретается украинским населением за свой счет. В Европе такое случается крайне редко. К слову, аналогичная тенденция, проявляющаяся в гораздо меньшей степени, чем в Украине, сохранилась в Болгарии. Но, по большому счету, это очень не по-европейски.
После моего первого визита я понял главное — Украине нужен активатор, ведь для того, чтобы что-либо изменить, нужна высшая цель — то, ради чего все будут работать сообща. И сейчас такая цель появилась, наряду с новой политической ситуацией в стране и выбором европейского вектора развития.
Основная причина, по которой мы приехали, — это не только выявить проблемы, связанные с лекарственным обеспечением населения, но и увидеть, как может ЕС (не только государственные структуры, но и бизнес-ассоциации и гражданское общество) помочь в трансформировании знаний, которыми мы обладаем, в украинскую среду. У нас уже есть серьезный опыт экспертной помощи странам, которые переживали сложный экономический кризис, и мы готовы на практике поделиться этим опытом с правительством Украины. Очень хорошо, что в Украине есть один из членов большой семьи EFPIA – Ассоциация «АПРАД». Имея такого партнера, нам будет значительно проще готовить почву для долговременного стратегического сотрудничества с Министерством здравоохранения и правительством Украины.
Фундаментальной основой анонсированных изменений (новая модель ценообразования, новая система государственных закупок лекарственных средств) должно стать желание сформировать систему, которая будет гораздо эффективнее регулироваться. Эта система должна быть более прозрачной и полностью закрытой для коррупции. Под коррупцией необходимо понимать любые действия, мешающие нормальному функционированию системы.
То, что главная проблема в Украине — это коррупция, становится совершенно понятно после встреч с представителями государственных органов и фармацевтической промышленности. Именно борьба с коррупцией и является в настоящее время главной задачей, вокруг которой должны объединиться все: операторы рынка, общественные организации, бизнес-ассоциации и государственные структуры.
Мое главное послание сегодня заключается в том, что борьба с коррупцией — вопрос куда более важный, чем поиск ресурсов. Поскольку даже найдя деньги, но не искоренив коррупционные схемы, вы все равно не получите положительных результатов.
После решения вопросов, связанных с коррупцией, следующий важнейший этап — переход к системе универсального доступа к медицинской помощи. Это может быть осуществимо только наряду с введением системы реимбурсации или других инструментов социальной зашиты пациентов, направленных на повышение доступности медицинской помощи для населения. То, что в Украине пациенты приобретают лекарственные средства за свой счет, является крайне негативным моментом. Особо остра эта проблема в контексте лечения хронических заболеваний.
— EFPIA на протяжении десятилетий помогает фармацевтическому сообществу в странах ЕС осуществлять реформы. Не могли бы Вы поделиться опытом аналогичных проектов, реализованных в странах, которые в свое время также находились на распутье.
— Моя работа заключается в оказании поддержки всем национальным ассоциациям в странах Европы, включая Ассоциацию производителей инновационных лекарственных средств «АПРАД» в Украине.
Следует отметить, что для продуктивной работы нам нужен предсказуемый и прогнозируемый базис. Для того чтобы обеспечить финансовую стабильность и, вследствие этого, доступность лекарственных средств для населения, с некоторыми странами мы заключаем так называемые соглашения о стабильности. Соглашения о стабильности мы заключали в ряде стран, например, Португалии, Ирландии. Недавно было подписано аналогичное соглашение с Венгрией, на заключительном этапе подготовки к подписанию находится соглашение с Латвией. Мы хотели заключить такое соглашение с Румынией, но вследствие политической нестабильности в этой стране пока что сделать это невозможно. Такие соглашения заключаются на период от 3 до 5 лет. Помимо прочего, они содержат определенные требования в контексте проведения реформ. EFPIA может оказывать помощь в проведении реформы как в отношении внедрения системы реимбурсации, так и в контексте формирования политики ценового регулирования. Хотелось бы подчеркнуть, что заключить такое соглашение с Украиной в ближайшем будущем вполне возможно.
Прим. ред. : Юрий Савко, исполнительный директор «АПРАД», сообщил о такой возможности Премьер-министру Украины Арсению Яценюку в ходе встречи, состоявшейся 23 апреля 2014 г., — за два дня до проведения интервью. По словам Ю. Савко, эта возможность была воспринята Премьер-министром позитивно. 25 апреля, перед проведением интервью, такая же информация была получена министром здравоохранения Украины. На этой встрече было согласовано, что работу в указанном направлении следует проводить, и сейчас готовится документ для инициирования подписания такого соглашения с Украиной. Р. Бергстрем уже представил доклад о своем визите в Украину главе Генерального директората Европейской Комиссии по вопросам здравоохранения (DG SANCO). Сотрудничество с DG SANCO — это огромная возможность как для глубинного реформирования системы здравоохранения Украины, так и для международной фарминдустрии наладить взаимодействие с правительством Украины, направленное на защиту интересов пациентов и повышение их доступа к качественной медицинской помощи.
Соглашение, которое может быть подписано с Министерством здравоохранения Украины, будет включать ряд важных регуляторных реформ в сфере лекарственного обеспечения населения Украины. Это обусловлено тем, что в Украине сегодня проблема доступности лекарственных средств для населения стоит крайне остро.
Существует также ряд бюрократических проблем, которые необходимо решать. Например, в Украине в настоящее время действуют локальные требования надлежащей производственной практики (Good Manufacturing Practice). Эти и другие бюрократические проблемы, создающие технические барьеры для развития отрасли, должны быть решены.
В целом можно сказать, что Украина должна стремиться создать условия функционирования фармацевтического сектора, равноценные европейским. При этом то, что в настоящее время Украина не является членом ЕС, не должно мешать развитию и реформированию отрасли в соответствии с европейскими стандартами. В частности, можно привести пример Норвегии (не является членом ЕС), которая гармонизировала свои стандарты и практики с таковыми в ЕС.
Хотелось бы также отметить, что если есть желание и достаточная политическая воля, можно достичь результатов работы достаточно быстро. Надежду вселяет то, что сегодня как представители Еврокомиссии, так и правительства Украины заявляют о позитивном взгляде на взаимное сближение.
По моим оценкам, если действительно активно работать в указанном направлении, уже через год можно будет увидеть определенные положительные практические результаты.
Томаш Шеляговски: — Как секретарь-казначей Европейского форума пациентов хочу отметить, что согласно нашему опыту тесное сотрудничество с регуляторными органами приносит пользу всем участникам рынка. Нужно обязательно помнить, что решение вопросов в сфере здравоохранения в какой-нибудь одной плоскости никогда не позволит найти глобальное решение для того, чтобы успешно реформировать систему здравоохранения в целом.
Главное, что мы сейчас знаем: при проведении любых реформ в сфере здравоохранения они с самого начала должны основываться на потребностях пациента. Только такой подход позволяет получить положительный результат, причем не только пациентам, но и всем сторонам, которые задействованы в работе системы здравоохранения.
Хотелось бы подчеркнуть, что на принципе, когда с самого начала во главу угла ставятся интересы пациентов и учитываются интересы всех операторов рынка, базировалась реформа системы здравоохранения, проведенная в Польше.
Мы готовы максимально открыто делиться накопленным опытом с украинскими коллегами — как с пациентскими организациями, так и организациями работодателей. Для успеха дела требуется систематическая работа по всем направлениям деятельности.
Р. Бергстрем: — В данном контексте важно сообщить, что во время встречи с Олегом Мусием, министром здравоохранения, мы обсудили ряд важных практических вопросов. В частности, были рассмотрены вопросы, связанные с политикой ценообразования лекарственных средств, выбором стран для расчета референтных цен.
Комментируя политику внешнего референтного ценообразования, хотелось бы подчеркнуть один момент: если вы решили использовать цены на лекарственные средства, которые существуют в определенных странах, вам необходимо быть твердо уверенными в том, что это наиболее подходящие цены для вашей страны. В частности, включать в референтную «корзину» страну, имеющую аналогичные проблемы с прозрачностью системы здравоохранения, что и Украина, не очень хорошая идея.
— В Украине недавно был введен налог на добавленную стоимость (НДС) на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Не могли бы Вы прокомментировать этот аспект.
Р. Бергстрем: — НДС на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в Украине, несомненно, необходимо было вводить постепенно, предоставив операторам рынка время для адаптации. В ЕС лекарственные средства облагаются сниженной ставкой НДС. Это связано с тем, что европейские модели здравоохранения предполагают наличие системы реимбурсации. Таким образом, введение этого налога по сути приводит к тому, что деньги будут просто крутиться внутри системы. В Украине при отсутствии системы реимбурсации введение НДС на лекарственные средства может привести к снижению доступности лекарственных средств для отдельных групп пациентов, что особенно критично в контексте хронических заболеваний.
Таким образом, введение НДС на лекарственные средства не является особо хорошей идеей, особенно в обществе, в котором отсутствует такой инструмент социальной защиты населения, как система реимбурсации.
— Расскажите, пожалуйста, какие современные тенденции в сфере здравоохранения сегодня превалируют в странах ЕС.
Т. Шеляговски: — В ЕС в последнее время повышается популярность такой концепции, как комплексное здравоохранение (Integrated Care). Это новая политика в сфере здравоохранения, которая предполагает наличие комплексного подхода во всех сегментах, связанных с обеспечением медицинской помощью населения. Развитие сферы здравоохранения в этом направлении является главной задачей медицины стран — членов ЕС в настоящее время.
Р. Бергстрем: — Формирование комплексного здравоохранения (Universal Access to Healthcare) — сегодня важнейшая задача, которая выносится на повестку дня Еврокомиссии. Это касается координации различных звеньев внутри системы здравоохранения. Важный аспект развития этой политики — уменьшение доли стационарного лечения и перевод большинства пациентов в первичное звено оказания медицинской помощи. Причем, первичное медицинское звено нельзя понимать в узком значении, необходимо надлежащее развитие всех составляющих (диагностика, осознанное отношение к собственному здоровью, фармацевтическая опека и многое другое). В настоящее время в ЕС эта система все еще не работает слаженно.
Украина сегодня имеет шанс построить европейскую систему здравоохранения. Чтобы это осуществить, для начала нужно проявить готовность к работе и не отвергнуть предложенную помощь.
Галина Галковская

Ответить

Вернуться в «Государственное регулирование»