Фарма и АМКУ в I полугодии 2014 г.: стереотипы работы прежние

Ответить
News
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 10 июн 2014 20:49

Фарма и АМКУ в I полугодии 2014 г.: стереотипы работы прежние

Сообщение News » 18 авг 2014 14:46

Фарма и АМКУ в I полугодии 2014 г.: стереотипы работы прежние

6 августа 2014 г. состоялась пресс-конференция исполняющего обязанности председателя Антимонопольного комитета Украины (далее — АМКУ) Николая Бараша, традиционно посвященная итогам работы этого ведомства, на сей раз уже за I полугодие 2014 г. Так, были освещены результаты деятельности АМКУ относительно защиты конкуренции на социально важных рынках. Внимание АМКУ к высококонкурентному фармрынку экономически обосновать сложно, и тут ничего не меняется в клише АМКУ со времен прежних власть предержащих.
В контексте деятельности территориальных органов АМКУ Николай Бараш констатировал, что в марте текущего года пришлось отключить от компьютерных баз и принять меры по уничтожению конфиденциальной и другой информации в двух территориальных отделениях АМКУ — в АР Крым и Севастополе, которые на сегодня стали базой для территориальных органов Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации. «Эти отделения продолжают жить. К сожалению, мы не совсем понимаем, каким образом сможем их реорганизовать. Пока что наше обращение к Правительству привело к переадресации вопроса к Министерству юстиции Украины. Мы надеемся, что в ближайшее время данный вопрос решим, поскольку в данном регионе продолжаются судебные процессы уже на основании законодательства Российской Федерации, взимаются штрафы в бюджет Крыма на основании решений украинских органов АМКУ», — отметил и.о. главы АМКУ.
Отмечено, что в I полугодии 2014 г. АМКУ выявлено и принято решение относительно более 3100 нарушений законодательства о защите экономической конкуренции. За отчетный период на нарушителей законодательства о защите экономической конкуренции были наложены штрафы на общую сумму в размере более 19,48 млн грн. При этом Н. Бараш отметил, что значительно повысился уровень оплаты нарушителями штрафов, который составил около 83%. На сегодня в органах Государственной исполнительной службы Украины находятся подтвержденные в судах исполнительные производства по решению органов АМКУ на сумму более 80 млн грн., на рассмотрении в судах — вопросы по штрафам на общую сумму более 420 млн грн. Размер экономического эффекта, достигнутого вследствие прекращения органами АМКУ нарушений законодательства о защите экономической конкуренции за I полугодие 2014 г. составил более 722 млн грн.
Итоги деятельности АМКУ в I полугодии 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. свидетельствуют об уменьшении количества нарушений на определенных рынках, что в значительной степени является следствием активной работы АМКУ на указанных рынках. Так, уменьшилось количество выявленных нарушений на рынках агропромышленного комплекса, строительства и строительных материалов и др.
Уменьшение общего количества нарушений законодательства о защите экономической конкуренции стало следствием политики АМКУ, направленной на более широкое применение предупреждающих мероприятий с целью предотвращения, выявления и прекращения нарушений законодательства в этой сфере для развития честной конкуренции.
В частности, расширилась практика вынесения органами АМКУ рекомендаций относительно применения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушений. За I полугодие 2014 г. таким образом прекращено 1843 деяния, содержащие признаки нарушения законодательства. Это почти на 33% больше, чем за январь–июнь 2103 г.
Известно, что в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» АМКУ является органом обжалования. Согласно данному закону АМКУ в пределах своих полномочий осуществляет рассмотрение жалоб, поданных субъектами обжалования, в отношении соответствующих решений или действий заказчиков, нарушающих их права или законные интересы.
На официальном сайте АМКУ размещена сводная информация о решении органов АМКУ относительно признания совершения субъектами хозяйствования нарушений законодательства о защите экономической конкуренции в виде антиконкурентных согласованных действий, касающихся искажения результатов торгов, а также относительно возможного дальнейшего судебного рассмотрения этих решений, их проверки, пересмотра органами АМКУ.
На протяжении I полугодия 2014 г. в АМКУ как орган обжалования в сфере государственных закупок поступило 418 жалоб, принято 718 решений, в частности, об отказе в удовлетворении жалобы — 115, об удовлетворении полностью или частично — 170. «Это, по меньшей мере, 40% всех принятых решений, свидетельствующих о том, что фактически заказчики плохо организовывают закупки. Речь идет прежде всего о квалификации тендерных комитетов. На мой взгляд, такой показатель должен составлять не более 10–15%», — прокомментировал чиновник. Принято 15 решений о возврате без рассмотрения, 66 — об оставлении без рассмотрения и его прекращении. Предписано отменить процедуру конкурсных торгов в 70 случаях, внести изменения в документацию конкурсных торгов — в 84.
Приоритетом в работе АМКУ за I полугодие 2014 г. были исследования, в том числе на рынке лекарственных средств. Так, сейчас на стадии подготовки к завершению рассмотрения в АМКУ находится 5 дел относительно завышения национальными производителями цен на препараты. «Проведенное в прошлом году комплексное исследование позволило понять, что на рынке появились новые игроки — это, прежде всего, аптечные сети. Мы видим, что постепенно эти игроки если не заменят, то существенно потеснят крупных оптовых операторов», — отметил спикер. Поэтому проводится исследование обоснованности роста цен на лекарства, которые реализуются в крупных аптечных сетях. Этим исследованием охвачены 23 крупнейшие аптечные сети, 20 крупнейших дистрибьюторов, ведущие консалтинговые фирмы. «Мы думаем, что вскоре возможно изменение модели рынка, начнут деятельность другие игроки, а именно — импортеры и большие аптечные сети», — сообщил Н. Бараш.
Прим. ред. Судя по всему, исполняющий обязанности, несмотря на большой опыт общения с операторами фармрынка, находится под влиянием желания построить специфически уникальную модель украинского фармрынка, который уже 24 года движется к европейской модели. АМКУ следует внимательно изучить правила ЕС, чтобы случайно не изобрести «украинский велосипед».
Также АМКУ продолжает рассмотрение 7 дел по признакам совершения нарушений в виде антиконкурентных согласованных действий со стороны зарубежных фармкомпаний, их импортеров и дистрибьюторов. «Мы вышли на проблему, которую считаем достаточно важной, поскольку именно здесь видим завышение цен по меньшей мере на 30–40%, а иногда и на 100% при ввозе лекарств в страну», — отметил чиновник.
Рассмотрение одного из таких дел уже завершено. В частности, достигнуто соглашение с компанией «Berlin-Chemiе AG», которая выполнила предоставленные в июне текущего года рекомендации АМКУ принять меры по приведению условий договорных отношений с дистрибьюторами в соответствие с требованиями законодательства о защите экономической конкуренции.
Н. Бараш выразил надежду, что подходы компании «Berlin-Chemi AG» в сотрудничестве с органами АМКУ станут положительным примером для других крупных фармацевтических компаний.
«Мы видим, что темпы роста цен на лекарственные средства субъектов, которыми мы занимаемся, намного ниже, чем таковые у тех, которыми мы не занимаемся. То есть, наше присутствие точно сдерживает цены на фармацевтическом рынке Украины», — заверил докладчик.
Говоря о проблемах, выявленных в ходе исследования рынка услуг организации розничной торговли лекарственными средствами Евгений Мельниченко, начальник Пятого управления исследований и расследований АМКУ, отметил, что в начале 2014 г. ведомством начато исследование по 2 направлениям — организация розничной торговли и формирование цен на лекарственные средства. На сегодня в рамках исследования АМКУ получает запрашиваемую информацию от аптечных сетей и дистрибьюторов. Признаки нарушений выявлены по 2 направлениям. Докладчик в первую очередь сетовал на необъективное формирование цен на определенные лекарства некоторыми компаниями. Поэтому ведомством запланировано на сентябрь–октябрь проведение круглого стола с участием операторов рынка и заинтересованных министерств, по итогам которого АМКУ будет предлагать принятие оптимальных решений, предоставлять рекомендации.
«Проблема вот в чем: мало создать структуру рынка, то есть одна структура — это еще не рынок. Должны быть инфраструктура рынка и действующий механизм саморегулирования…Один из механизмов — правила профессиональной этики, которые позволят решить все те проблемы, которые мы сейчас видим», — подчеркнул Н. Бараш.
Екатерина Горбунова

Ответить

Вернуться в «Государственное регулирование»